ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СМИ  КАК ИНСТРУМЕНТА ГРАЖДАНСКОЙ АКТИВНОСТИ

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СМИ КАК ИНСТРУМЕНТА ГРАЖДАНСКОЙ АКТИВНОСТИ

Сегодня мир переживает технологическую революцию. Появляются новые и перспективные профессии будущего. Этот процесс нарастает с каждым днем. Мы все это видим.

Конечно большинство существующих профессий не исчезнет, а переживет цифровую трансформацию. Это касается и телевидения. Несмотря на кардинальные изменения, телевидение останется в тренде. Меняются только каналы передачи телевизионного контента. Другими словами, все мы смотрим телевизионный продукт только через интернет.

Свежий пример, многие, наверное, видели, как американская актриса Элизабет Олсен рассказывает об «особенностях» русского языка (ненормативной лексики) на популярном в США Шоу Конана О’Бра́йена в эфире телеканала TBS. Передача вышла в эфир вечером 18 сентября т.г. и за считанные часы забавный отрывок набрал десятки миллионов просмотров в интернете и мессенджерах по всему миру.

Сегодня средства массовой информации находятся в процессе перехода к новому качеству. Это «новое качество» мировая медиасистема приобретает под воздействием глобальных тенденций – прогресса информационно-коммуникационных технологий, глобализации экономики, изменений в структуре и поведении аудитории. В свою очередь изменения в коммуникационной инфраструктуре современного общества способствуют качественной трансформации гражданской активности.

Как новый феномен социальной активности универсальные тенденции развития СМИ включают следующие основные характеристики:

Первое. Возрастает интерактивность массмедиа. Новые медиатехнологии благодаря интерактивности расширяют возможности аудитории пользователей, которые перестают оставаться пассивными получателями информации, но становятся активными участниками процесса. То, что раньше называлось «аудиторией», сейчас выступают «пользователями»: исходя из личных вкусов, целей, потребностей медиапользователи формируют собственную «повестку дня» и способны активно выбирать из информационных, образовательных и развлекательных опций именно то, что их интересует.

Иными словами, современные массмедиа определяются опциями взаимозаменяемости отправителя и получателя, а также имеют широкие возможности восприятия, которые могут быть активированы во время использования медиа. Развитие технологий больших объемов содержания – Big data открывает неограниченные возможности развития СМИ в данном направлении.

Медиа будущего – это не сайты. Из этого вытекает еще один тренд – смена носителя. Медиа будущего виртуальны, но речь не о сайте в интернете. И даже не о мобильном сайте.

Так, например, благодаря инструменту Instant Articles, уже сейчас можно читать статьи, не выходя из Facebook. Таким образом, формат предоставления материала интегрируется в место присутствия аудитории, причем без потери качества его предоставления и без необходимости покидать комфортную для пользователя среду потребления информации.

Если заглянуть в отдаленное будущее и включить фантазию, можно представить, что медиа трансформируются в некие фабрики контента, который они будут производить по запросу платформ дистрибуции. Довольно печальная картина, но такой сценарий вполне возможен, учитывая обесценивание бренда СМИ и растущую популярность соцсетей и мессенджеров. Таким образом, последние могут начать диктовать условия к контенту, ориентируясь на предпочтения своей аудитории.

За примером такой «картины мира» далеко ходить не надо. Он прямо перед глазами, и это сегодняшний ТВ-рынок, где телеканалы заказывают продакшн-компаниям контент в соответствии с запросами зрителей и получают от них желаемую «картинку». Впрочем, ТВ будущего и интернет-медиа наверняка вполне тождественны друг другу.

Вероятность описанного выше сценария подтверждает тот факт, что сотрудничество с платформами дистрибуции уже является для СМИ дополнительным источником дохода: те же соцсети делятся средствами от показа рекламы на материалах издателя. И эта тенденция будет лишь укрепляться. Пока эти деньги не выглядят для медиа привлекательными и традиционные способы монетизации несомненно выигрывают. Впрочем, наверняка это лишь дело времени и решение будет найдено.

Уже сейчас соцсети обещают дать возможность быстрой подписки на издания, а дальше, вполне вероятно, и читатели смогут благодарить медиа за полезный или интересный материал при помощи «донатов».

Второе. Неоднозначность процессов коммерциализации СМИ. С одной стороны рыночные стандарты превращаются в «глобальную культуру медиа», растет концентрация медиасобственности – она сосредоточивается «в руках» нескольких глобальных медиакорпораций. С другой – заметен рост общественной активности в сфере массовой информации, что проявляется в создании альтернативных масс-медиа – преимущественно на сетевой платформе (социальные сети, месенджеры, Telegram-каналы). Кроме того, цена на средства передачи информации уменьшается, а скорость и доступность коммуникационных технологий возрастает.

Глобализационные и интеграционные процессы в коммуникационной сфере определяют структуру глобального медиарынка. Мировой информационный рынок в настоящее время – это совокупность региональных и локальных рынков, объединенных транснациональными cетями коммуникаций, по которым перемещаются огромные потоки информации. Глобальный рынок информации подразделяется на секторы телекоммуникаций, информационных технологий, медиапродуктов и услуг, отличаясь высоким уровнем концентрации и конкуренции и медиа, находящихся в собственности крупных корпораций.

Третье. Глобализация новостей стала неотъемлемой составляющей интеграционных процессов во всех сферах жизни, трансформировала политические, экономические и культурные отношения между странами и народами. В результате глобальных перемен в мировой политике и экономике, в условиях перехода к информационному обществу сложилась система международных новостей, которая продолжает развиваться и начинает трансформироваться в мощный мультимедийный сектор информационного рынка с присущей ему интерактивностью и широкими возможностями выбора.

Вместе с тем, традиционная журналистика не исчезнет, профессия останется востребованной. Существует тенденция к сокращению объема, росту иллюстративной и интерактивной составляющих, развитию видеоформатов и так далее. Но это вовсе не означает, что сильно сократилось потребление традиционных объемных, глубоких материалов, погружающих читателей в самую суть проблемы.

Формирование системы глобальных новостных потоков, совершенствование информационных технологий привели к образованию нового коммуникативного пространства, в котором все сферы человеческой деятельности тесно взаимосвязаны.

Четвертое. Инновационность современных СМИ. Одной из особенностей СМИ является большая степень их инновационности. Инновации в области информационно-коммуникативных технологий предполагают широкие возможности для качественного скачка в развитии медиа сферы. Технологическое развитие и интерактивные возможности средств связи вкупе с коммуникационными спутниками, персональными компьютерами, и мобильными устройствами открыли новую эру тотальной цифровизации всех сфер жизни общества.

Вместе с тем, просто тексты остались в прошлом. Сегодня журналистика – это мультимедиа. Чтобы быть успешным журналистом сегодня нужно уметь работать в разных жанрах и форматах (конвергентная журналистика), дистрибутировать создаваемый контент, разбираться в дизайне и режиссуре текста, мониторить и отслеживать хайтек-новинки.

По-новому встает вопрос мотивации журналистов. Создание стимулов и условий для сотрудников.

Пятое. В контексте гражданской активности необходимо отдельно выделить дигитализацию (Digitalizaition) и конвергенцию СМИ.

Новые технологии способствуют внедрению буквально неограниченного числа источников и каналов информации. Развитие информационно-коммуникационных технологий означает технологическую эволюцию традиционных медиасистем.

Происходит смешение всех видов СМИ, представления о каждом виде СМИ размываются. Например, телевидение сегодня – это не только эфирное и цифровое вещание, но и кабельные сети, спутниковые каналы, интернет-телевидение. Использование информационно-коммуникационных технологий в создании, хранении и распространении информации создает единое технологическое и экономическое пространство, в котором взаимодействуют прежде разделенные коммуникационные услуги и информационные продукты. Рамки традиционных СМИ (пространство, время и финансовые ресурсы) больше не являются преградами ни для создателей информации, ни для ее получателей. Информация становится доступной аудитории в любое время суток, в любой стране мира.

Однако тезис о том, что блогеры (или влогеры, или стримеры) – это журналисты будущего, как минимум спорный. В большинстве своем они производят развлекательный контент для довольно узкой целевой аудитории определенного возраста – и, увы, довольно часто он весьма посредственного качества. Имеет ли это что-то общее с журналистикой? Конечно, нет. У журналиста совсем другие задачи, и для их решения он использует совсем другие методы. Его контент должен иметь ценность, а его цель – не только развлечь читателя или зрителя, но и увлечь его, донести до него какую-то мысль, помочь ему сформулировать свою позицию по тому или иному вопросу.

Еще одно важное отличие блогера от журналиста заключается в том, что последний должен проверять факты и предоставлять только достоверную информацию, а у блогера такой обязанности нет. Реальный мир, конечно, далек от идеального, но как нельзя кстати здесь цитата Владимира Познера: «Когда вы мне говорите о тех журналистах, которые себя так ведут, конечно, это беда, потому что это компрометирует профессию, а блогер никого не компрометирует, кроме себя. В этом тоже разница. Однако некоторые блогеры вполне успешно освоили формат гражданской журналистики, который прекрасно дополняет современное информационное поле и уже является его неотъемлемой частью, стирая грань между профессиональными медиа и личным блогом.

В основе происходящих изменений лежат процессы дигитализации и конвергенции. Дигитализация размывает грани между различными видами СМИ, «уравнивает» их содержание и ведет к их конвергенции. Это процесс интеграции информационных и коммуникационных платформ, а также передаваемых ими содержательных информационных продуктов.

Конвергенция приводит к слиянию различных видов СМИ, технологий распространения и производства информации, промышленной интеграции на уровне индустрий и производства оборудования.

Смысл цифровых технологий, по мнению авторов исследования «Основы воздействия СМИ» Д. Брайанта и С. Томпсона, «можно выразить тремя словами на букву К: компрессия, конверсия и конвергенция. Цифровые технологии позволяют передавать и хранить в несколько раз больше информации, чем старые аналоговые формы - другими словами – сжимать, или компрессировать информацию. К тому же оцифровывание делает возможным интеграцию, или конверсию (переведение) этой сжатой информации в компьютерные системы и их приложения. В результате вещательная сеть, беспроводная связь и телекоммуникации конвергируют – сближаются между собой, благодаря их способности делиться информацией друг с другом».

Вышеназванные структурные технологические изменения средств массовой коммуникации способствовали формированию нового вида гражданской активности, проявляющуюся в широком применении социальных сетей и интернет-ресурсов. Современные СМИ выступают эффективным элементом гражданского общества, предоставляя возможность гражданам обозначить личные или коллективные инициативы, артикулировать имеющиеся проблемы, найти единомышленников и объединиться для решения возникающих проблем. Наличие обратной связи, оперативность, доступность, безусловно, являются факторами, способствующими тому, что новые СМИ развиваются как необходимый ресурс для дальнейшего построения гражданского общества.

Медиа все прочнее осваивают соцсети и мессенджеры. Логично, что контент и его потребители должны быть в одном месте. В информационном поле регулярно появляются новые способы дистрибуции контента, и те, которые проходят испытание на прочность и набирают популярность, становятся идеальным местом для размещения контента. Сначала все читали новости на сайтах СМИ, потом переместились в соцсети, а теперь мы стремительно движемся в сторону мессенджеров. Что, кстати, неудивительно: по данным аналитической компании eMarketer, число их пользователей к 2018 году увеличится до 2 млрд человек.

Сегодня успешно функционируют проекты, которые создают и раскручивают паблики в соцсетях и каналы в мессенджерах и пытаются их эффективно монетизировать. А СМИ следуют за своей аудиторией, расширяя присутствие на все многообразие платформ.

Сетевые ресурсы как субъекты гражданского общества и самостоятельные источники гражданских инициатив, выступают посредником, доносящим идеи гражданского сектора до аудитории и власти. Социальные сети демонстрируют массу примеров воплощения гражданских инициатив (от флэшмобов до масштабных мероприятий), имеющих цель - донести свою позицию или взгляд на какую-либо проблему и в дальнейшем ее разрешить.

В свою очередь Интернет и мобильные технологии позволяют власти не только таргетированно информировать граждан о происходящем, но и вовлекать их в активный диалог при решении социально-значимых вопросов. Обмен данными с помощью интерактивных сервисов обеспечивает обратную связь, а также помогает выстроить адекватную систему реагирования на запросы населения.

В целом, гражданская активность в информационной сети будет и дальше нарастать, формой выражения мировоззренческих позиций, целей и способов их достижения становятся социальные сети, форумы на хостингах, сайты и др. В перспективе СМИ и социальные сети станут неотъемлемой частью интерактивной журналистики гражданского общества, обеспечивающей участие всех субъектов коммуникационного процесса, направленной на развитие профессиональной возможности активно участвовать в становлении гражданского общества.

 

А. Тихонов

Оцените новость

  • Ваша оценка
Итоги:
Проголосовало людей: 1

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Поля обязательны для заполненеия - *

  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
×