23 года Конституции Республики Казахстан:  по пути строительства демократического и правового государства.

23 года Конституции Республики Казахстан: по пути строительства демократического и правового государства.

30 августа мы отмечаем знаменательный в истории суверенного Казахстана юбилей - двадцатилетие со дня принятия на всенародном референдуме Конституции Республики. Глава государства в пяти провозглашенных институциональных реформах указал на важный принцип правового государства, как приоритет права и неукоснительное соблюдение правовых норм. Поэтому на первом плане - Конституция Республики Казахстан, как акт высшей юридической силы и прямого действия. Верховенство Конституции и соответствующих ей законов, подзаконных нормативных правовых актов, все это вытекает из принципа верховенства права, провозглашенного Президентом страны.

Прошедшие 23 года наглядно продемонстрировали не только состоятельность и демократическую сущность, но и устойчивость действующей Конституции. За эти Казахстан достиг значительных успехов во всех областях. И в этих достижениях, главная заслуга нашей Конституции, которая обеспечивает стабильность страны и ее экономическое процветание, которая вывела нас на лидирующие позиции на пост советском пространстве. Экономика Республики интегрирована  в мировой рынок, а Европейский Союз и США первыми на пост советском пространстве признали Казахстан государством с рыночной экономикой. Мы вошли в 50-развитых стран мира. Ставим задачу войти в 30. Войдем в ВТО, ориентируемся на стандарты ОЭСР (Организации экономического сотрудничества и развития).

Казахстан укрепил свою государственность и независимость своей политики, обеспечил территориальную целостность и нерушимость границ.  Республика - признанный участник многих авторитетных международных организаций – ООН, ОБСЕ, ШОС и других. Развиваемся в рамках Евразийского экономического союза. Казахстан присоединился к международным конвенциям по правам человека. И в Конституции мы установили приоритетность ратифицированных международных договоров перед нашими законами. В 2010 году – мы были председателями в авторитетной международной организации – ОБСЕ. Принятая Астанинская декларация является важным документом ОБСЕ.

Конституция является «ядром», основанием правовой системы государства, ее источником, имеющим высшую юридическую силу. На ее основе создана национальная правовая система, обусловленная историческими, политическими, экономическими, социальными факторами.

Конституция учитывает долговременные потребности и исторические тенденции развития Казахстана. Конституция определила стратегические направления развития общества и государства, закрепила приоритетность прав и свобод человека и гражданина, а также новую систему государственных институтов. В Конституции нашли отражение формы непосредственной и представительской демократии, идеологическое и политическое многообразие, запрет дискриминации по любым основаниям. На ее основе создано качественно новое правовое «поле» и  создан правовой режим стабильности общества, который предусматривает все условия для самореализации граждан.

В развитие норм Конституции были приняты конституционные законы и другие законодательные акты. На основе Конституции проведены фундаментальные реформы в правовой сфере, в экономике, в области здравоохранения, образования, социальной защиты населения.

Прошедшие 23 года убедительно доказывают, что мы идем в правильном направлении, обеспечивая экономический рост, внутриполитическую стабильность и консолидацию общества. 23 года уникальному институту, как Ассамблея народа Казахстана.

Впервые в Конституции правам и свободам был отведен специальный раздел. Основной закон установил ряд незыблемых принципов, обеспечивающих правовую основу государственности – разделение властей, прямое действие ее норм и принципов, презумпцию невиновности, права человека как высшую ценность, а также соответствующую этим принципам систему государственной власти. Конституция Республики Казахстан определила особое место человека, его прав и свобод в системе конституционных отношений, выдвинуло защиту его прав в качестве принципа действующего в обществе и государстве.

Закрепленные в Конституции принципы, положения, касающиеся гражданского общества, являются обязательными для всех органов  власти, должностных лиц и граждан. Государственные органы повернулись к неправительственному сектору. Конституция создала правовой фундамент для становления гражданского общества, дальнейшего совершенствования правовых механизмов защиты прав человека.

В отличие от многих конституций стран СНГ и Балтии в статье 12 нашего Основного закона открыто провозглашается естественная концепция прав человека, лежащая в основе международных пактов по правам человека и Европейской конвенции по защите прав человека и основных свобод. Есть в Конституции такие демократические нормы, которых нет в большинства международных договоров по правам человека и Конституциях стран СНГ. Например, статья 18 Конституции устанавливает, что «Государственные органы, общественные объединения, должностные лица и средства массовой информации обязаны обеспечить каждому гражданину возможность ознакомиться с затрагивающими его права и интересы документами, решениями и источниками информации».

По нашей Конституции ограничение прав человека допускается в строгом соответствии с международными и европейскими стандартами, по которым: «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только законами и лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, охраны общественного порядка, прав и свобод человека, здоровья и нравственности населения». Конституция установила президентскую форму правления, которая за это 20-летие оправдала себя. Глава государства избирается у нас непосредственно народом, что само по себе демократично, и можно сказать, что институт президентства есть одна из форм прямого народовластия.

Изменения в Конституцию могут вноситься, это нормальный естественный процесс движения вперед, но эти корректировки должны быть внимательно изучены специалистами в области конституционного права, обсуждены, а только потом внесены в наш самый главный документ.

Хочется, еще  раз подчеркнуть,  что конституции демократических государств отличает, прежде всего, ее устойчивость, стабильность и долговременность.

Следует углубить правовую реформу, обозначенную главой государства, повысить эффективность работы Правительства и ее нормотворческую и общерегулирующую функцию. Ставится задача дальнейшего совершенствования государственной службы. В соответствии с Конституцией у каждой ветви власти есть свои пределы законодательной компетенции и проблема стоит в том, чтобы повысить качество  законов и подзаконных актов. Эффективно работает такой правозащитный институт как прокуратура.

Особенно важным является необходимость максимального обеспечения открытости и прозрачности судебных процедур, на что сейчас нацелена работа Верховного Суда. Все это находит отражение в «100 конкретных шагах».

Мы идем по пути создания социальных гарантий государственных служащих всех ветвей власти и вправе требовать от них адекватной работы, соответствующей требованиям Конституции Казахстана.

Хотелось бы в заключение, отметить, что стабильность и прочность – непременное условие существования конституционной системы.

Правовой потенциал Конституции велик и следует идти по пути дальнейшего совершенствования законодательства в соответствии и на основе Конституции, восполнять пробелы в правовом регулировании, усилить проведение научных экспертиз. Кроме того, надо ставить вопросы реализации норм Конституции о прямом действии ее норм. Они не нуждаются в конкретизации в каком-либо нормативном правовом акте, расширительном толковании и поэтому активность должны проявлять сами субъекты правоотношений, которые должны непосредственно ссылаться на соответствующие нормы Конституции. Бывает и так, что ведомственное нормотворчество не соответствует нормам акта высшей юридической силы, как Конституция. Необходимо усилить просветительскую работу в этой сфере. Шире ставить вопросы о конституционной законности, о соблюдении Конституции государственными органами. Эти примеры как раз и показывают, тот неиспользованный «пласт» нашей Конституции и «нацеливают» на дальнейшее ее эффективное использование.

Дальнейшее развитие гражданского общества, прежде всего, зависит от реализации норм Конституции и обеспечения конституционной законности.

 

М.Башимов

Директор Экспертного института европейского права и прав человека, доктор юридических наук, профессор.

Оцените новость

  • Ваша оценка
Итоги:
Проголосовало людей: 1

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Поля обязательны для заполненеия - *

  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
×