Стандарты уголовного процесса в Казахстане – общемировой тренд

Стандарты уголовного процесса в Казахстане – общемировой тренд

В годы государственной независимости Казахстана проделана большая работа по реформированию правоохранительной системы, структурному совершенствованию деятельности судов и органов уголовного преследования.

С принятием Парламентом в 2014 году новых Уголовного, Уголовно-процессуального и Уголовно-исполнительного кодексов в национальную уголовно-правовую систему были имплементированы институты и механизмы по снижению репрессивности деятельности правоохранительных органов. Принятые законодательные и организационные меры позволили приблизить систему правоохранительных органов к европейским стандартам.

Вместе с тем, общемировые тенденции по укреплению верховенства права с деятельности судов и правоохранительных органов, а также динамично развивающееся общество потребовали от казахстанских властей осуществления дальнейших преобразований, пересмотра некоторых функций и задач уголовного процесса, изменений отдельных его направлений.

В этой связи, национальное уголовное и уголовно-процессуальное законодательство по мере созревания необходимых для реформирования условий поэтапно подвергается корректировкам, адекватным современным вызовам и трендам.

В прошлом году в июле и декабря в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы были внесены концептуальные поправки, которые открыли новую страницу в развитии уголовной политики государства. Суть внесенных поправок заключается в перераспределении полномочий от прокуратуры к суду, усилении судебного контроля в досудебном расследовании и ответственности органов уголовного преследования, укреплении механизмов защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государств от угроз, связанных с преступностью.

Более значимые для модернизации процессуальных основ правоохранительной деятельности поправки внесены Законом от 21 декабря 2017 года.

Данный Закон значительно сократил сроки задержания, сузил основания для применения органами следствия мер принуждения. Это важно, так как уменьшает возможности для давления на человека в рамках уголовного дела. Все процессуальные санкции, которые раньше давала прокуратура, окончательно переданы следственному судье, что соответствует Концепции правовой политики до 2020 и Плану нации – 100 конкретных шагов.

К примеру, сокращен срок задержания человека без санкции суда с 72 до 48 часов, а несовершеннолетних – до 24 часов.

Прежний срок - 72 часа сохранен только для лиц, совершивших тяжкие и особо тяжкие, террористические преступления, в составе ОПГ, наркопреступления, преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних, умышленные убийства, преступления в ходе массовых беспорядков.

Кроме того, в случаях невозможности быстрого доставления к следственному судье в связи с отдаленностью места задержания, отсутствием путей сообщения, а также в условиях чрезвычайного положения также сохраняется 72 часа.

Содержание под стражей ограничивает основополагающее право человека на неприкосновенность. Поэтому его применение должно носить только исключительный характер.

При сокращении сроков задержания учитывался передовой международный опыт. 

К при меру, общий срок доставления задержанных в суд в Эстонии и Латвии – 48 часов.  В Германии полиция должна доставить задержанного к судье без промедления, в любом случае не позже, чем на следующий день после задержания, т.е. в течение 48 часов. В Грузии в процессуальном законе закреплен 48 часовой срок доставления задержанного в суд с возможностью его продления в исключительных случаях.

В Италии прокурор должен в течение 48 часов получить от судьи санкцию на арест, иначе задержание теряет законную силу.

Во Франции полиция может задержать подозреваемого на срок не более чем 24 часа для проведения допроса. Прокурор либо следственный судья могут продлить срок задержания до 48 часов. По истечении этого срока подозреваемый должен быть либо освобожден из под стражи, либо оставлен под стражей по решению судьи по предварительному заключению. Такой порядок повышает защиту прав человека от необоснованного задержания со стороны органов досудебного расследования, когда последние указанное решение принимают самостоятельно.

Из Уголовно-процессуального кодекса в целях обеспечения экономичности процесса исключено согласование с прокурором большинства санкций. Они теперь направляются следователем напрямую в суд, уведомлением прокурора, который может сразу отреагировать на на незаконность следственного решения. При этом на применение содержания под стражей и домашнего ареста следователем должно быть получено согласие прокурора, поскольку здесь речь идет о временном лишении свободы, что особенно чувствительно для любого человека.

Одним из важных изменений, направленных на защиту прав граждан является обязанность органов уголовного преследования уведомлять граждан о проведенных в отношении них негласных следственных действиях по истечении полугода после принятия итогового решения по уголовному делу.

В таком случае гражданин, получивший такое уведомление, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этих действий незаконными и возмещении причиненного ущерба.

В то еж время есть исключение. Если суд усмотрит, что вследствие уведомления могут наступить негативные последствия для безопасности общества и граждан, то вправе давать разрешение органу преследования о неуведомлении. Это – негласные следственные действия, связанные с терроризмом, ОПГ, а также когда уведомление представляет угрозу разглашения госсекретов либо конспиративному работнику.

Данная мера повысить ответственность сотрудников органов уголовного преследования. Перед назначением следственных мероприятий, которые вторгаются в частную жизнь человека, им придется тщательно взвесить все за и против, думая о своей ответственности. Это потребует и от следственных судей внимательно рассматривать ходатайства о назначении таких процессуальных действий.

Введен запрет на заключение под стражу лиц, совершивших преступления в экономической сфере. Заключение под стражу по экономическим преступлениям возможно лишь в случаях: совершено  рейдерство, легализация и подделка денег, экономическая контрабанда, созданы финансовые пирамиды и ряд других преступлений.

Кроме того, теперь задержанное лицо подлежит обязательному медицинскому освидетельствованию для проверки наличия телесных повреждений. Ранее такое освидетельствование производилось только при наличии ходатайства подозреваемого.

Для упрощения процедур расследования и сокращения сроков дела об уголовных проступках дознаватель направляются в суд напрямую. Прокурор участвует только в суде.

Введено приказное производство – новая форма упрощенного расследования проступков и преступлений небольшой тяжести. В приказном производстве органы расследования соответствующие дела напрямую направляют в суд с одновременным представлением копии протокола прокурору. По преступлениям небольшой тяжести – через прокурора.

Обязательным условием ведения дела в порядке приказного производства является наличие в уголовной санкции штрафа, полная доказанность вины, согласие подозреваемого и потерпевшего, а также других лиц, вовлеченных в процесс. Однако данное производство не применяется к несовершеннолетним, людям с психическим расстройством и другим, социально уязвимым.

В приказном производстве судья рассматривает уголовное дело единолично, без проведения заседания. Это, в свою очередь ощутимо обеспечит процессуальную экономию, оперативность расследования и рассмотрения дела и исполнение судебного акта.

Безусловно, такая модель уголовного процесса, внесенный в уголовный процесс с учетом зарубежной практики, прежде всего стран ОЭСР, вполне обоснованы.

Наиболее интересной является новелла, связанная с ведением уголовных дел в электронном формате. Данный институт в настоящее время применяется в судебно-следственной практике.

Введение электронного уголовного дела является ответом на современные глобальные вызовы, связанные с повсеместным применением новых информационных технологий и активной цифровизацией всех сфер жизни общества.

Полагаем, что электронное уголовное дело исключит злоупотребления, фальсификации и уничтожение материалов уголовных дел, а также повысит качество уголовного процесса на новый уровень.

В целом, проведенная реформа уголовного процесса минимизирует уровень социальной напряженности в обществе, поможет справедливо урегулировать конфликты, вызванные уголовным правонарушением.

Достижение этих целей предполагает комплексное решение ряда взаимосвязанных задач уголовно-правовой политики.

Принятые законодательные меры обеспечивают адекватность уголовного закона актуальным криминальным угрозам и ведущим тенденциям преступности, а также создают надежные гарантии незыблемости прав граждан.

Кроме того, уголовное законодательство гарантирует права и законные интересы потерпевших от преступлений, обеспечивает их безопасность, создает условия для максимально полной реализации прав человека на доступ к правосудию, компенсацию причиненного преступлением вреда.

Относительно компенсации вреда потерпевшим следует отметить, что в конце прошлого года Парламентом был принят Закон «О Фонде компенсации потерпевшим». Такой Закон в нашей стране принят впервые.

Закон будет вводиться поэтапно. С 1 июля 2018 года Фонд будет накапливать средства, а сами выплаты начнутся с 2020 года.

Его главное предназначение - оказание материальной помощи потерпевшим в виде единовременной выплаты государственной компенсации для покрытия острых нужд жертвы преступления.

При этом, обязанность полной компенсации причиненного вреда остается за виновным лицом.

Такая компенсация станет выплачиваться только определенным категориям потерпевших. Их перечень указан в вышеназванном Законе и охватывает 124 состава преступления.

Это несовершеннолетние, пострадавшие от сексуального насилия, жертвы торговли людьми и пыток, которые относятся к первой категории, лица, получившие тяжкий вред здоровью, зараженные ВИЧ/СПИД (вторая категория) и родственники потерпевшего, в случае его смерти, третья категория.

Для каждой категории предусмотрен конкретный размер выплаты.

После признания потерпевшим человек обращается следователю с заявлением о назначении компенсации с приложением копии удостоверения личности, номера банковского счета, а в случае смерти потерпевшего копии свидетельства о его смерти.

Министерство внутренних дел или другой центральный орган уголовного преследования формирует реестр получателей компенсации и направляют его в Министерство финансоводин раз в месяц к 15 числу для выплаты компенсации. Такой реестр составляется по информации местных органов следствия. Министерство финансов не позднее 10 дней после предоставления реестра переводит на банковский счет получателя соответствующую сумму.

Основным источником поступлений в Фонд будут принудительные платежи, взыскиваемые с виновных. За уголовные проступки виновный заплатит –  5 МРП, за преступления небольшой, средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления 10,15,20 и 30 МРП, соответственно.

Закон о фонде компенсации является еще одной государственной мерой по защите и восстановлению прав граждан, пострадавших от уголовных посягательств.

В целом перечисленные нововведения еще больше приближает нашу уголовную систему к общемировым стандартам, обеспечивает действенную правовую защищенность граждан и снижает репрессивность уголовного процесса, а также усиливает гарантии защиты человека и надлежащее обеспечение его прав и свобод.

 

Мерхат Ашимов

Оцените новость

  • Ваша оценка
Итоги:
Проголосовало людей: 1

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Поля обязательны для заполненеия - *

  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив