Лев Толстой и его антипод-потомок

Лев Толстой и его антипод-потомок

Из справедливости выходят все добродетели. 

                                                                                                        Аристотель

Лев Толстой по праву считается одним из великих русских писателей и мыслителей, автор таких известных произведений, как "Война и мир", "Анна Каренина" и "Воскресение". Литературное наследие писателя составило 90 томов художественных, публицистических произведений и дневниковых записей, оказавшие значительное влияние также на мировую литературу и мировоззрение людей. Он был не только великим писателем, но оставался великим гуманистом до последнего вздоха. Основной принцип гуманизма - это подлинное уважение к человеку, без различия национальных и иных признаков. Для Л.Толстого это был важный принцип. Гуманизм писателя проявился в изображении правды жизни, осуждении жестокости на войне и в мире целом. Острое проявление сострадания и гуманизма особенно отражается в сознании писателя во время войны, когда человеческая жизнь висит на волоске и душа терзается сомнениями праведности или неправедности совершаемого деяния. Он, как истинный гуманист, в своих художественных произведениях и актуальных публицисических статьях яро выступал против насилия, войны, унижения достоинства человека и игнорирования интересов чужих народов. Его идеи и убеждения легли в основу религиозно-философского течения, которое обрело название «толстовство», основу которого составил один из принципов - без нравственной работы над собой жизнь не имеет смысла. Он писал: «Неужели тесно жить людям на этом прекрасном свете, под этим неизмеримым звездным небом? Неужели может среди этой обаятельной природы удержаться в душе человека чувство злобы, мщения или страсти истребления себе подобных?» («Набег», 1853); «…война… противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие» («Война и мир», 1863–1868 гг.); «Война такое несправедливое и дурное дело, что те, которые воюют, стараются заглушить в себе голос совести» (Дневник. 6 января 1853); «Один человек крикнет в наполненном народом здании: "Горим!" - и толпа бросается, и убиваются десятки, сотни людей. Таков явный вред, производимый словом (выделил автор статьи - Н.Садвакасов). Но вред этот не менее велик и тогда, когда мы не видим людей, пострадавших от нашего слова» («Круг чтения»); «Избегай всего, что разъединяет людей, и делай все то, что соединяет их» (т.20. - С.267); «Зрячую, духовную часть человека называют совестью… Она молчит, пока человек делает то, что должно.» (Путь жизни. - С.25). Великий провидец был крайне убежден, что «…деятельность нравственная… составляет высшее призвание человека…» («О том, что называют искусством». 1896). Надо полагать, что «высшее признание человека» заключается в том, чтобы жить честно, справедливо, руководствуясь высокими этико-гуманистическими принципами, стремиться облагораживать мир, беречь и обустраивать его максимально разумно. Но все ли так здраво рассуждают? Наверняка нет. В этом легко убедиться… Существует такая теория, что «природа отдыхает на детях гениев». И это доказано учеными. А есть примеры и того, что в потомках «природа отдыхает» вовсе в искаженном, абсурдном свете, и заодно совсем противоречит всему, что титаническим трудом создал великий предок. Это напрямую касается праправнука Л.Толстого – Петра Толстого. Как иначе воспринимать недавние инсинуации вице-спикера Государственной думы Российской Федерации П. Толстого в интервью «Радио КП», где он безапелляционно заявил, что, если Россия  не закроет  украинскую тему, то у нее начнутся проблемы с Казахстаном, Арменией и другими соседними странами (видимо, имелось в виду Латвия, Литва, Эстония, Грузия, Молдова, Узбекистан, Таджикистан, Киргизстан, Туркменистан и др.). Он что, имеет в виду, что Россия предъявит территориальные или иные претензии к этим странам? Абсурд да и только! Далее, в том же  пренебрежительном тоне и саркастической манере он изрек буквально следующее: «Ну посмотрите на то, что происходит сегодня в Казахстане в плане отстраивания некоего Казахского государства, какая там расцветает национальная мифология по поводу независимости, по поводу перехода на латиницу. …И я против того, чтобы они забывали о том, что Алма-Ата это наш город Верный, наша русская крепость казачья». Супротив сказанному следует отметить, что первые памятники на территории современного города Алматы датированы VI-III веками до нашей эры. Городок в VIII-X веках получило название Алмату (Алматы). В XIII веке Алмату завоевали монголы.   Спустя один век город в письменных источниках уже упоминался как Алмалык.  Казахские степные просторы начали интересовать русских царей в начале XVII века с точки зрения расширения владений. В середине XIX века царская власть России в целях колонизации казахских земель возвело на территории нынешнего города военное укрепление Верное. Но это не означает, что казахская земля и город Алматы российская собственность. Ушли монголы, Российская империя пала и Казахстан, как и многие колониальные народы Азии, Африки, Латинской Америки получили свободу и независимость. Восторжествовала историческая справедливость! Восторжествовали гуманистические идеи Льва Толстого! И соответственно, П.Толстой не имеет никакого права называть «Алма-Ата это наш город Верный», это ни в кое мере не соответствует исторической правде. Подобные высказывания являются провокационными и могут настроить враждебно мирное население наших стран. "Кто сеет ветер, пожнет бурю" (Библия, Осии, 8:7) Попробуем проанализировать слова П.Толстого «без гнева и пристрастия» (Sine ira et studio) в рамках объективного рассмотрения и политкорректности. Прежде всего следует отметить, что даже любому смертному носить фамилию великого писателя и мыслителя мирового масштаба Толстого – ответственность не из рядовых: тем более для кровного потомка – не легка она, должна быть, «шапка Мономаха». Однако… Под кого же тогда «чистит» себя внучатый российский политик? Что же подвигло его скрежетать зубами в адрес соседних суверенных государств? Наверняка П.Толстой верующий и усердно крестится, соответственно не христианское это дело чужое добро считать своим. Восьмая библейская заповедь гласит: не укради (Исх. 20:15), то есть не присваивай себе чужого. И естественно, что Божие наказание не заставит себя долго ждать. Как сказал царь Соломон, «кто алчет чужого добра: оно отнимает жизнь у завладевшего им» (Притч. 1:19). И еще: «Корыстолюбивый расстроит дом свой» (Притч. 15:27). А ведь Россия - страна огромная, занимает 1/6 часть земной суши: нетронутых и неосвоенных земель – непочатый край: на территории России может поместиться аж 70 Англий. Уму непостижимо какое раздолье, и при этом зачем же зариться П. Толстому и другим на чужие земли?! По поводу велеречивой сентенции в прошлом журналиста П.Толстого о том, что Казахстан будто бы отстраивает некое Казахское государство и подвержен  зловредной национальной мифологии по поводу независимости, прежде всего, гражданам любой страны и тем более политикам высокого ранга не следует забывать, что еще за год до полного распада «могущественного, нерушимого» Союза Советских Социалистических Республик (СССР) в Казахской ССР была принята Декларация о государственном суверенитете Казахской Советской Социалистической Республики - исторический важный документ, принятый 25 октября 1990 год постановлением Верховного Совета Казахской ССР XII созыва. Декларация провозгласила суверенитет Казахской ССР и декларировала политико-правовые основы Казахской ССР как независимого государства. Дата принятия декларации стала национальным праздником - Днём Республики. В качестве основополагающих принципов суверенной государственности были установлены: унитарное государство, целостность, неделимость и неприкосновенность его территории, возрождение и развитие самобытной культуры, традиций, языка казахского народа и других народов Казахской ССР, укрепление национальной самобытности. Отмечено, что деятельность организаций, призывающих к насильственному изменению конституционного строя Казахской ССР, нарушению целостности территории, подрывающих межнациональное согласие, будет преследоваться по закону. Провозглашён принцип самостоятельного решения проблем, связанных с политическим, экономическим, социальным, национально-культурным строительством в Республике, его административно-территориальной структурой. Если кому-то недостаточно ясно значение слова независимость, обратимся к общедоступному  Словарю русского языка С.И.Ожегова, где дается следующее определение: «Независимость, -и.ж. 1. см. независимый. 2.Политическая самостоятельность, отсутствие подчиненности, суверенитет. Национальная н. Отстаивать свою н. Независимый… 1.Самостоятельный, не находящийся в подчинении, свободный. Н.человек. Независимые страны (указ. словарь, Москва-1975,с.369). Тем не менее, в свете упомянутых политически некорректных выпадов П.Толстого, не лишне раскрыть значение слова неоколониализм, которое определяется как «система политики бывш.метрополий по отношению к государствам, ставшими самостоятельными из бывш.колоний; отличается развитием новых форм неравноправного экономического, политического и социокультурного взаимодействия (Политология: Энциклопедический словарь -Москва, 1993, с.217). 16 декабря 1991 г. в Казахстане был принят Конституционный закон «О государственной независимости Республики Казахстан», в котором Казахстан был провозглашен независимым, демократическим и правовым государством со всеми вытекающими отсюда удобопонятными международно-правовыми последствиями. С первых дней провозглашения независимости международная политика Казахстана была направлена на достижение международных гарантий суверенитета и независимости Республики Казахстан. Свыше 120 стран официально признали и 184 установили дипломатические отношения с Казахстаном. Казахстан является полноправным и активным членом Организации Объединенных Наций (ООН), а также укрепляет сотрудничество с наиболее влиятельными международными организациями. Казахстан присоединился более чем к 40 многосторонним и 700 двусторонним соглашениям и договорам. Дипломатические отношения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан установлены 22 октября 1992 года. Двусторонние союзнические отношения и интеграционные связи строятся на прочной договорно-правовой базе (действует около 4000 договоров и соглашений) Основополагающими документами являются: Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи (1992 г.), Декларация о вечной дружбе и союзничестве, ориентированном в ХХI столетие (1998 г.) и Договор о добрососедстве и союзничестве в ХХI веке (2013 г.). Знаком ли П.Толстой с этими важными документами? Скорее всего нет. Иначе он не допускал бы упомянутые непродуманные резкие выпады в адрес Казахстана. Не лишне вспомнить, что Содружество Независимых Государств (СНГ) было образовано 8 декабря 1991 года лидерами Белоруссии, России и Украины, подписавшими Соглашение о его создании. Спустя две недели, 21 декабря 1991 года в Алма-Ате главы одиннадцати суверенных государств подписали Протокол к этому Соглашению, в котором подчеркнули, что все республики на равноправных началах образуют СНГ. Участники встречи единодушно приняли Алма-Атинскую Декларацию, подтвердившую приверженность бывших союзных республик к сотрудничеству в различных областях внешней и внутренней политики. 22 января 1993 года в Минске на саммите СНГ был принят Устав Содружества, в соответствии с которым СНГ основано на началах суверенного равенства всех его членов и не обладает наднациональными полномочиями. Кроме того, немаловажным направлением сотрудничества России и Казахстана  признана работа над сохранением исторической памяти. Россияне должно быть помнят, что более полтура миллиона казахстанцев участововали во всех сражениях Великой Отечественной войны, героически отличились в обороне Москвы и Ленинграда, освобождении от фашистской оккупации. Более 600 тысяч из них погибло на фронтах войны. Более 497 человек удостоены звания Героя Советского Союза. Среди них бесстрашные казахские девушки - пулемётчица Маншук Маметова и снайпер Алия Молдагулова. День и ночь самоотверженно трудились казахстанцы и в тылу, "не покладая рук" всемерно приближая вожделенный день Победы. Еще одним важным направлением в сфере российско-казахстанских отношений является сотрудничество в сфере обучения русскому и казахскому языкам. Все это вкупе должно подтверждать незыблемость дружественных отношений России и Казахстана. Не к лицу по совести депутатам П.Толстому, Е.Федорову и другим понапрасну "наводить тень на плетень" и бесцеремонно разваливать прочные доверительные отношения между Россией и Казахстаном. Ко всему изложенному, со всей ответственностью могу утверждать, что с нравственной и политической точек зрения упомянутые наветы и претензий П.Толстого по отношению независимого, суверенного и мирного Казахстана не имеют под собой абсолютно никаких оснований.

Накипбек Садвакасов, юрист-правовед, публицист

Оцените новость

  • Ваша оценка
Итоги:
Проголосовало людей: 0

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Поля обязательны для заполненеия - *

  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
×