Одобрены важные и прогрессивные законопроекты

Одобрены важные и прогрессивные законопроекты

 

В Мажилисе были одобрены важные  законодательные поправки в Конституционный закон "О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов", а также по вопросам парламентской оппозиции. Законопроект разработан во исполнение поручения  Главы государства Касым-Жомарта Токаева о необходимости формирования института парламентской оппозиции, озвученное на втором заседании Национального совета общественного доверия. «Законодательное закрепление самого понятия "парламентская оппозиция" открывает принципиально новую страницу в истории казахстанского парламентаризма», - заявил председатель Мажилиса Нурлан Нигматулин. В соответствии с установками Президента страны сделан еще один важный шаг в укреплении демократии в стране. Можно сказать, что этим законопроектом положено начало очень значимого и необходимого процесса по формированию института парламентской оппозиции, - подчеркнул  спикер. В перспективе, и само законодательство, и практика его применения будут совершенствоваться как в интересах граждан, так и общества в целом, - резюмировал  он.

  1. Основной целью законопроекта является обеспечение правовых основ по закреплению в действующем законодательстве понятий «парламентское большинство» и «парламентская оппозиция».
  2. Предусматривается механизм, гарантирующий избрание депутатов от парламентской оппозиции на должности Председателя одного из постоянных комитетов Мажилиса и секретарей двух комитетов Палаты.
  3. В целях предоставления парламентской оппозиции гарантии по изъявлению своей позиции по тем или иным вопросам, законопроектом предусматривается закрепление гарантированного права руководителям фракций политических партий выступления на совместных заседаниях Палат Парламента, пленарных заседаниях Мажилиса Парламента, заседаниях постоянных комитетов, рабочих групп, парламентских слушаниях и иных мероприятиях.
  4. Проектом закона парламентская оппозиция наделяется правом инициировать не менее одного парламентского слушания в календарный год в порядке, предусмотренном Регламентом Мажилиса Парламента.
  5. Также определять повестки «правительственных часов» не менее двух раз за парламентскую сессию.
  6. Проведено семь заседаний рабочей группы с участием членов Национального совета общественного доверия, представителей министерств юстиции, информации и общественного развития Республики Казахстан.

 Еще одни важным моментом в демократизации общественных процессов является декриминализация статьи 130 Уголовного кодекса о  клевете и перевод ее в Административный кодекс. Это еще было предложено на первом заседании Национального совета общественного доверия в сентябре 2019 года. А также о внесении изменении в 174 статью Уголовного кодекса "Возбуждение социальной, национальной, родовой, расовой, сословной или религиозной розни". На втором заседании Национального Совета президент Касым-Жомарт Токаев объявил, что им принято решение полностью декриминализировать 130 статью Уголовного кодекса.

Согласно новым поправкам по 174 статье УК  по данной статье предусматривается введение штрафа в размере от 2 000 до 7 000 МРП – в настоящее время предусмотрено только ограничение свободы от 2 до 7 лет.

Мажилисом одобрен проект Административного процедурно -процессуального кодекса Республики Казахстан. В Концепции правовой политики указывается на необходимость внедрения административного судопроизводства, разрешающего споры в публично-правовых отношениях между государством и гражданином (организацией). Основной целью проекта Кодекса является закрепление гарантий, которые позволят гражданам реально участвовать в процессе принятия управленческих решений и установление эффективных механизмов защиты прав граждан при рассмотрении споров с органами власти в вышестоящем органе и суде. Проект Кодекса устанавливает в едином законодательном акте правовые основы, принципы, правила осуществления административных процедур и судопроизводства в сфере публичных правоотношений. Так, проектом Кодекса предусматриваются следующие основные положения:

  1. новые принципы при осуществлении административных процедур, в частности, соразмерности, приоритете прав и запрете на злоупотребление формальными требованиями;
  2. правовая категория «административный орган», которым признаются не только государственные органы, но и организации, наделенные правом принимать властные решения;
  3. процедурная гарантия быть заслушанным при осуществлении административных процедур;
  4. принцип активной роли суда;
  5. презумпция виновности государственного органа при рассмотрении спора в суде, за исключением отдельных случаев;
  6. обязательное досудебное обжалование, за исключением отдельных видов споров.
  7. При обсуждении проекта Кодекса в рамках рабочей группы депутатами были внесены существенные, но не затрагивающие концепцию проекта Кодекса, поправки, которые направлены на совершенствование и улучшение норм законопроекта. В частности, проект Кодекса дополнен новой статьей, содержащей задачи административных процедур и административного судопроизводства.
  8. Предлагается закрепить в качестве задач административных процедур следующие: полная реализация публичных прав, свобод и интересов физических и юридических лиц;  достижение баланса частных и общественных интересов в публично-правовых отношениях; обеспечение эффективного и прозрачного государственного управления, в том числе посредством участия лиц в принятии управленческих решений; укрепление законности в публично-правовой сфере.
  9. В свою очередь задачей административного судопроизводства должно являться справедливое, беспристрастное и своевременное разрешение административных дел с целью эффективной защиты и восстановления нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов физических лиц, прав и законных интересов юридических лиц в сфере публично-правовых отношений.
  10. Значительно были доработаны статьи проекта Кодекса о принципах соразмерности, достоверности, охраны права на доверие, активной роли суда и других.
  11. Кроме того, в процессе работы над проектом Кодекса внесены поправки в понятийный аппарат проекта, а также в целях удобного применения на практике норм проекта Кодекса в целом пересмотрена его структура. Необходимо отметить что депутатами внесены поправки касательно ключевых норм проекта Кодекса о процедуре заслушивания гражданина государственным органом по его обращению. Так, статья 74 «Заслушивание» полностью пересмотрена и принята рабочей группой в новой редакции в целях исключения на практике формального подхода со стороны государственных органов при проведении заслушивания граждан. В указанную статью 74 включены нормы об обязанности государственных органов предоставить возможность гражданину выразить свою позицию на предварительное решение по административному делу, о котором участник административной процедуры заранее уведомляется.
  12. Гражданин вправе предоставить или высказать возражение к предварительному решению по административному делу в срок не позднее двух рабочих дней со дня его получения.
  13. Также внесены поправки в статью 127 о денежном взыскании, налагаемым судом за неисполнение его решений, проявления неуважения к суду, злоупотребление процессуальными правами или не выполнения процессуальных обязанностей. Денежное взыскание является действенным механизмом по своевременному исполнению судебных актов, что является гарантией полноценного восстановления нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан.
  14. На государственные органы судом будет накладываться денежное взыскание за неисполнение судебного акта, принятого по рассмотрению иска гражданина к этому государственному органу. То есть данной нормой устанавливается прямой судебный контроль по исполнению решений суда, что является новеллой действующего законодательства.

Проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам защиты прав потребителей» внесен в Мажилис Парламента Республики Казахстан 9 января 2020 года постановлением Правительства Республики Казахстан.

Законопроект направлен на:

  1. активное вовлечение общественных объединений по защите прав потребителей и саморегулируемых организаций в вопросы досудебного урегулирования потребительских споров;
  2. осуществление общественного контроля общественными объединениями потребителей;
  3. создание Единой информационной системы защиты прав потребителей;
  4. внедрение государственного контроля за соблюдением законодательства Республики Казахстан о защите прав потребителей;
  5. усиление роли уполномоченного органа в сфере защиты прав потребителей как координатора деятельности государственных органов, в том числе посредством создания Межведомственного совета по защите прав потребителей.

В ходе работы рабочей группы над законопроектом депутатами внесены поправки, направленные на:

  1. предоставление консультационной помощи по вопросам защиты прав потребителей и представительских услуг в рамках государственного социального заказа многодетным матерям, награжденным подвесками «Алтын алқа», «Күміс алқа» или получившим ранее звание «Мать-героиня», а также награжденным орденами «Материнская слава» I и II степени;
  2. уточнение требований к субъектам внутренней торговли по ведению учета непродовольственных товаров, бывших в употреблении;
  3. конкретизацию норм по осуществлению государственными органами и их должностными лицами государственного контроля за соблюдением законодательства о защите прав потребителей;
  4. введение обязанности саморегулируемой организации создавать орган по рассмотрению споров, возникших между членами (участниками) саморегулируемой организации, потребителями и иными лицами, в том числе в сфере защиты прав потребителей.
  5. Кроме того, депутатами внесены нормы по конкретизации установления функциональных обязанностей администратора торгового рынка, в том числе по утверждению им регламента рынка, а также установлению обязанности администратора рынка по доведению до сведения субъектов внутренней торговли об установленных предельных ценах на социально-значимые продовольственные товары и привлечению его к административной ответственности при несоблюдении им этих обязанностей. Также депутатами предусмотрена административная ответственность субъекту внутренней торговли при не указании им цены на реализуемый товар.
  6. Наряду с этим депутатами приняты нормы по ограничению торговой надбавки субъектами внутренней торговли при реализации ими социально-значимых продовольственных товаров до 15 процентов от цен производителей и оптовых поставщиков. При нарушении этих требований предусматривается административная ответственность.
  7. Также депутатами внесены ряд норм по конкретизации деятельности общественных объединений потребителей и их ассоциаций и союзов, в том числе при рассмотрении ими потребительских споров в досудебном порядке и проведении общественного контроля, а также ряд уточняющих норм по установлению требований к продавцам при реализации ими товаров посредством электронной торговли. Депутатами также предусмотрены поправки по повышению статуса Межведомственного совета по защите прав потребителей и его функционированию при Правительстве.

         Все одобренные законопроекты, предложенные Президентом страны Касым - Жомартом Токаевым усиливают эффективность защиты конституционных прав граждан и служат во благо общества, государства и простого человека.

 

Марат Башимов

 

Оцените новость

  • Ваша оценка
Итоги:
Проголосовало людей: 0

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Поля обязательны для заполненеия - *

  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
×