Принцип справедливости в Конституции Республики Казахстан  и законодательстве

Принцип справедливости в Конституции Республики Казахстан и законодательстве

 

 

Справедливость не в том, чтобы получали поровну,

а в том, чтобы справедливо получали не поровну.

А. Гельман

 

Термин "справедливость" обычно рассматривается как моральная категория, связанная с понятием о должном, соответствующем определенным правилам, этическим, юридическим, религиозным и другим нормам, принятым в обществе представлениям о сущности человека и его неотъемлемых правах.

Примечательно, что слово "справедливость" исторически родственно таким понятиям, как "правда", "правота", "истинность". В зависимости от сферы применения понятие "справедливость" может содержать в себе требование обеспечения должного соответствия между различными аспектами общественной жизни: между практической ролью субъектов в обществе и их социальным положением, между их правами и обязанностями, между деянием и воздаянием, трудом и вознаграждением, преступлением и наказанием, заслугами людей и их общественным признанием.

Таким образом, справедливость направлена на достижение определенного баланса интересов различных социальных групп. Принцип справедливости призван заложить в основу правовой системы представление о том, какой объем прав и обязанностей с точки зрения общества является необходимым и достаточным для того или иного субъекта.

На международном уровне данный принцип закреплен в преамбулах основополагающих международных актов о правах человека: Всеобщей декларации прав человека, Международного пакта о гражданских и политических правах, Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также в статьях, посвященных отдельным направлениям реализации данного принципа: справедливой оплате труда (и. 3 ст. 23 Всеобщей декларации прав человека; ст. 7 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах) и справедливым условиям труда (п. 1 ст. 23 Всеобщей декларации прав человека); справедливому распределению мировых запасов продовольствия (подп. "б" п. 2 ст. 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах); справедливому судебному разбирательству (ст. 10 Всеобщей декларации прав человека) и др.

Принцип справедливости не указан в конкретных статьях Конституции РК. Применительно к праву социального обеспечения принцип справедливости может быть истолкован как принципиальное стремление государства и общества к выравниванию не только обязанностей и прав, но и возможностей всех категорий населения, включая и те, для которых самостоятельная реализация предоставленных им прав объективно затруднена или изначально невозможна.

         Рассмотрение действующего уголовного законодательства показывает, что  в статье 52 УК РК лицу, признанному виновным в совершении уголовного правонарушения, назначается справедливое наказание.

На наш взгляд, справедливость предполагает также обеспечение неотвратимости уголовно-правового воздействия в отношении всех лиц, виновных в совершении преступления, а также недопустимость такого воздействия на лиц, не виновных.

Согласно уголовно-процессуальному законодательству каждый совершивший преступление должен быть подвергнут справедливому наказанию, явная несправедливость наказания рассматривается законом как одно из оснований отмены или изменения приговора. Явной несправедливостью признается как привлечение к ответственности без вины или непривлечение к ней виновного, так и назначение виновному чрезмерно строгой или необоснованно мягкой меры уголовно-правового воздействия.

В данном случае термин «справедливость» употребляется в смысле соображений беспристрастности, разумности и политики, которые часто бывают необходимы для здравого применения более прочно установившихся правовых норм. Строго говоря, справедливость не может быть источником права, и все же она может оказаться важным фактором в процессе принятия решения.

Общий принцип, который можно выявить, анализируя различные воплощения идеи справедливости, состоит в том, что по отношению друг к другу люди имеют право на определенное относительное состояние равенства или неравенства, в соответствии с которым распределяются тяготы или блага. Назначением справедливости традиционно считается поддержание и воспроизведение равновесия или равной меры. Она применима как для критической оценки поведения человека с позиции определенных правил, так и для критики самих этих правил и их применения. 
Два аспекта справедливости (содержательный и формальный) отражают две стороны проблемы справедливости в праве, касающиеся критерия оценки справедливости или несправедливости закона, с одной стороны, и его применения в конкретных делах — с другой. Но независимо от того, одобряем мы или нет содержательную концепцию справедливости, на которой базируется закон, мы можем и должны рассматривать правовую систему с точки зрения формальной справедливости. Суть формальной справедливости заключается в последовательном (то есть беспристрастном, объективном) применении правил.

Однако анализ показывает, что формальная справедливость является доминантной  в  текущем законодательстве Казахстана и стала выступать в противовес принципам содержательной справедливости.

Так, если исходить из того, что содержательная справедливость и  формальная справедливость должны находиться в равновесии и способствовать реализации принципа справедливости, то зачастую при правоприменении формальная справедливость преобладает.

Анализ известных уголовных дел  показывает, что насильники  получают небольшие сроки, педофилы осуждаются по формальным признакам справедливости и получают лишение свободы, сроки которых не соответствуют содеянным преступлениям. Осужденные коррупционеры освобождаются по формальным признакам справедливости - оплатил штраф, значит свободен.

Взыскатели годами не могут взыскать с должников, так  как предусмотренная в гражданском законодательстве формальная сторона принципа справедливости не позволяет привести в механизм реализации истинную справедливость.

И таких случаев много. Это обстоятельство порождает гнев большей части населения, вызывает социально-протестные настроения и способствует усилению недоверия к правовой системе современного Казахстана.

С  формальной точки все это соответствует текущему законодательству и не нарушает принцип законности, с  точки зрения содержательной справедливости – несправедливо, но не нарушает конституционные нормы и нормы действующего законодательства.

Законодателю необходимо при законотворческой и правотворческой деятельности привести содержательную и формальную сторону принципа справедливости в соответствие с общественными отношениями и усиление содержательной справедливости позволит выстроить реальную правовую систему, предусмотренную в главном правовом документе – в Конституции Республики Казахстан.

 

Айсана Сман

Доктор юридических наук, профессор

 

 

 

 

 

 

 

Оцените новость

  • Ваша оценка
Итоги:
Проголосовало людей: 0

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Поля обязательны для заполненеия - *

  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив