Принцип справедливости в Конституции Республики Казахстан  и законодательстве

Принцип справедливости в Конституции Республики Казахстан и законодательстве

 

 

Справедливость не в том, чтобы получали поровну,

а в том, чтобы справедливо получали не поровну.

А. Гельман

 

Термин "справедливость" обычно рассматривается как моральная категория, связанная с понятием о должном, соответствующем определенным правилам, этическим, юридическим, религиозным и другим нормам, принятым в обществе представлениям о сущности человека и его неотъемлемых правах.

Примечательно, что слово "справедливость" исторически родственно таким понятиям, как "правда", "правота", "истинность". В зависимости от сферы применения понятие "справедливость" может содержать в себе требование обеспечения должного соответствия между различными аспектами общественной жизни: между практической ролью субъектов в обществе и их социальным положением, между их правами и обязанностями, между деянием и воздаянием, трудом и вознаграждением, преступлением и наказанием, заслугами людей и их общественным признанием.

Таким образом, справедливость направлена на достижение определенного баланса интересов различных социальных групп. Принцип справедливости призван заложить в основу правовой системы представление о том, какой объем прав и обязанностей с точки зрения общества является необходимым и достаточным для того или иного субъекта.

На международном уровне данный принцип закреплен в преамбулах основополагающих международных актов о правах человека: Всеобщей декларации прав человека, Международного пакта о гражданских и политических правах, Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также в статьях, посвященных отдельным направлениям реализации данного принципа: справедливой оплате труда (и. 3 ст. 23 Всеобщей декларации прав человека; ст. 7 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах) и справедливым условиям труда (п. 1 ст. 23 Всеобщей декларации прав человека); справедливому распределению мировых запасов продовольствия (подп. "б" п. 2 ст. 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах); справедливому судебному разбирательству (ст. 10 Всеобщей декларации прав человека) и др.

Принцип справедливости не указан в конкретных статьях Конституции РК. Применительно к праву социального обеспечения принцип справедливости может быть истолкован как принципиальное стремление государства и общества к выравниванию не только обязанностей и прав, но и возможностей всех категорий населения, включая и те, для которых самостоятельная реализация предоставленных им прав объективно затруднена или изначально невозможна.

         Рассмотрение действующего уголовного законодательства показывает, что  в статье 52 УК РК лицу, признанному виновным в совершении уголовного правонарушения, назначается справедливое наказание.

На наш взгляд, справедливость предполагает также обеспечение неотвратимости уголовно-правового воздействия в отношении всех лиц, виновных в совершении преступления, а также недопустимость такого воздействия на лиц, не виновных.

Согласно уголовно-процессуальному законодательству каждый совершивший преступление должен быть подвергнут справедливому наказанию, явная несправедливость наказания рассматривается законом как одно из оснований отмены или изменения приговора. Явной несправедливостью признается как привлечение к ответственности без вины или непривлечение к ней виновного, так и назначение виновному чрезмерно строгой или необоснованно мягкой меры уголовно-правового воздействия.

В данном случае термин «справедливость» употребляется в смысле соображений беспристрастности, разумности и политики, которые часто бывают необходимы для здравого применения более прочно установившихся правовых норм. Строго говоря, справедливость не может быть источником права, и все же она может оказаться важным фактором в процессе принятия решения.

Общий принцип, который можно выявить, анализируя различные воплощения идеи справедливости, состоит в том, что по отношению друг к другу люди имеют право на определенное относительное состояние равенства или неравенства, в соответствии с которым распределяются тяготы или блага. Назначением справедливости традиционно считается поддержание и воспроизведение равновесия или равной меры. Она применима как для критической оценки поведения человека с позиции определенных правил, так и для критики самих этих правил и их применения. 
Два аспекта справедливости (содержательный и формальный) отражают две стороны проблемы справедливости в праве, касающиеся критерия оценки справедливости или несправедливости закона, с одной стороны, и его применения в конкретных делах — с другой. Но независимо от того, одобряем мы или нет содержательную концепцию справедливости, на которой базируется закон, мы можем и должны рассматривать правовую систему с точки зрения формальной справедливости. Суть формальной справедливости заключается в последовательном (то есть беспристрастном, объективном) применении правил.

Однако анализ показывает, что формальная справедливость является доминантной  в  текущем законодательстве Казахстана и стала выступать в противовес принципам содержательной справедливости.

Так, если исходить из того, что содержательная справедливость и  формальная справедливость должны находиться в равновесии и способствовать реализации принципа справедливости, то зачастую при правоприменении формальная справедливость преобладает.

Анализ известных уголовных дел  показывает, что насильники  получают небольшие сроки, педофилы осуждаются по формальным признакам справедливости и получают лишение свободы, сроки которых не соответствуют содеянным преступлениям. Осужденные коррупционеры освобождаются по формальным признакам справедливости - оплатил штраф, значит свободен.

Взыскатели годами не могут взыскать с должников, так  как предусмотренная в гражданском законодательстве формальная сторона принципа справедливости не позволяет привести в механизм реализации истинную справедливость.

И таких случаев много. Это обстоятельство порождает гнев большей части населения, вызывает социально-протестные настроения и способствует усилению недоверия к правовой системе современного Казахстана.

С  формальной точки все это соответствует текущему законодательству и не нарушает принцип законности, с  точки зрения содержательной справедливости – несправедливо, но не нарушает конституционные нормы и нормы действующего законодательства.

Законодателю необходимо при законотворческой и правотворческой деятельности привести содержательную и формальную сторону принципа справедливости в соответствие с общественными отношениями и усиление содержательной справедливости позволит выстроить реальную правовую систему, предусмотренную в главном правовом документе – в Конституции Республики Казахстан.

 

Айсана Сман

Доктор юридических наук, профессор

 

 

 

 

 

 

 

Оцените новость

  • Ваша оценка
Итоги:
Проголосовало людей: 0

1 комментария

  1. аватар
    Anita 27 августа 2023 22:19

    Hey there just wanted to give you a quick heads up. The words in your content
    seem to be running off the screen in Opera. I'm not sure if this
    is a formatting issue or something to do with browser compatibility but I figured
    I'd post to let you know. The layout look great though!

    Hope you get the problem resolved soon. Kudos

    Visit my webpage ... armidex en ligne sans prescription

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Поля обязательны для заполненеия - *

  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
×