Дайнюс Павалькис: «Обязательное медстрахование – это социально ориентированная система, которая удовлетворяет нужды людей»

Дайнюс Павалькис: «Обязательное медстрахование – это социально ориентированная система, которая удовлетворяет нужды людей»

Профессор Дайнюс Павалькис, экс-министр Литовской Республики, член научной группы Европейской комиссии по вопросам здравоохранения, рассказал о том, как происходил процесс внедрения системы медицинского страхования в Литве, и как она влияет на жизнь государства.

С 1 января 2020 года будет введена система обязательного социального медицинского страхования. Как подобную систему вводили в Литве?

Введение системы обязательного медицинского страхования в Литве проходило более двадцати лет назад. Переход с советской системы финансирования медицины в республике шел тяжело. Некоторые клиники и врачи открыто критиковали систему.

Больницы привыкли работать в комфортном для них темпе и получать бюджетные деньги вне зависимости от качества предоставляемых услуг. Как только была введена система обязательного медицинского страхования, они почувствовали незащищенность, ведь по новым условиям пациент стал наиболее важным звеном в цепи. Финансирование зависело от того, насколько человеку понравилось лечение.

 

Как к переменам отнеслись пациенты?

Общество в лице пациентов восприняло все гораздо лучше, чем врачи. Система отводила им главную роль. Они, получая направление к врачу, будучи не прикрепленными к определенной больнице, могли выбирать, к какому врачу и в какую клинику им обращаться.

Пациенты, обращаясь в ту или иную больницу, направляли туда деньги государства. И поэтому, врачи, которые плохо работали, медицинские учреждения, которые имели плохой менеджмент, все как один говорили о том, что система плохая – ведь их не выбирали.

Через 8-10 лет можно было увидеть, что внедрение страхования повлияло на развитие больниц: одни клиники стали больше и расширили свои функции, а другие получали гораздо меньший объем и сократили количество услуг.

Улучшилось ли качество медицинских услуг?

В борьбе за пациента выстояли многопрофильные большие клиники. Имея весь спектр услуг, они наладили контакты со страховым фондом. Поскольку система работает по принципу «есть пациент – есть оплата», она создала эффективный фильтр качественных организаций.

В течение нескольких лет был введен запрет для небольших клиник на определенные процедуры. Больницы, которые принимали менее 300 рожениц в год, не могли больше оказывать услугу. Большая нагрузка на одного врача влияла на качество работы. Те пациенты, которые приходили в эту больницу, подвергались большому риску, так как вся организационная структура больницы была не готова принимать 3-4 рожениц одновременно. Операции по редким и сложным заболеваниям, например, рак желудка, требуют постоянной практики. Если клиника не выполняет определенного объема, то каждая манипуляция – в новинку.

Повлияла ли система на отношения к врачам?

После внедрения системы, отношение к врачам изменилось в лучшую сторону. В первые десять лет после получения республикой независимости, они уходили в бизнес. Но потом, после внедрения этой системы страхования, врачи шли на курсы переподготовки и возвращались в медицину – это главный показатель роста популярности профессии.

Врачи в Литве, если отмечать степень их дохода, составляют верхушку среднего класса. Зарплаты у них хорошие, и, если врач действительно разбирается в своей области, то всегда может рассчитывать на достойную оплату труда.

 

Как внедрение системы медстрахования сказалось на обществе и последующем развитии медицины?

Страховая медицина снизила уровень коррупции в сфере. Если в прошлом врач требовал дополнительных выплат, пациент не имел выбора, доплачивал на руки. Теперь он может просто уйти, выбрав другого специалиста.

Тяжело прогнозировать влияние страховой медицины на Казахстан, но определенно будет непростой переходный период, и это нормально.

Обязательное медстрахование – это социально ориентированная система, которая удовлетворяет нужды людей. Когда не правительство напрямую управляет оплатой, а Фонд, то, стремясь к качественному обеспечению больниц и пациентов, он делает всю систему здравоохранения лучше.

Оцените новость

  • Ваша оценка
Итоги:
Проголосовало людей: 0

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Поля обязательны для заполненеия - *

  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
×