«Юристы за справедливые выборы»  отвечают на поступившие вопросы  по выборному законодательству

«Юристы за справедливые выборы» отвечают на поступившие вопросы по выборному законодательству

 

Каждый день поступают вопросы к юристам по выборному законодательству.

Ответы на них можно посмотреть здесь.

  1. Может ли кандидат, уже зарегистрированный ЦИК, отказаться от участия в выборах?

Кандидат юридических наук Серик Акылбай:

Кандидат в Президенты даже уже зарегистрированный ЦИК, в любое время со дня регистрации и за два дня до голосования может снять свою кандидатуру. (ст.60 Конституционного Закона РК «О выборах в РК»).

 

  1. Я стал(а) свидетелем вброса бюллетеней на выборах и успел(а) заснять этот момент на камеру. Что делать дальше?

Доктор юридических наук, профессор Марат Когамов:

Прежде всего, рекомендую Вам безотлагательно обратиться в территориальную избирательную комиссию, которая контролирует исполнение выборного законодательства и процесса всеми участковыми избирательными комиссиями.

Данная комиссия обязана рассмотреть Ваше обращение и принять соответствующее решение: немедленно внести предложение в территориальный маслихат, сформировавший состав данной избирательной комиссии, об освобождении члена избирательной комиссии, совершившего данное правонарушение от должности (ст.ст. 10-20 Конституционного закона «О выборах в Республике Казахстан»).

Дальше. Ваш случай, если он будет иметь место, предполагает также административную ответственность лиц (а), допустивших незаконный вброс избирательных бюллетеней по ст. 110 КоАП «Выдача  гражданам избирательных бюллетеней (бюллетеней для голосования) в целях предоставления им возможности голосования за других лиц: Выдача членом избирательной комиссии (комиссии республиканского референдума) гражданам избирательных бюллетеней (бюллетеней для голосования) в целях предоставления им возможности голосования за других лиц – влечет штраф в размере двадцати пяти месячных расчетных показателей».

Такие дела рассматривают судьи специализированных районных и приравненных к ним административных судов на основании материалов, представленных соответствующими субъектами права (см. ч. 1 ст. 684 КоАП).

Кроме того, по Вашему обращению прокурор вправе вынести соответствующее постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении (ст. 110 КоАП), провести необходимую проверку и направить все материалы судье (ст.ст. 805, 807, 808 КоАП).

Также Вы вправе сразу обратиться в специализированный административный суд, который рассматривает дела, квалифицируемые по ст. 110 КоАП и без составления протокола об административном правонарушении (пп. 4 ч. 1 ст. 807 КоАП).

 

  1. Ко мне за комментариями по поводу выборов обратились представители СМИ, но в итоговой публикации (сюжете) исказили мои слова. Что делать?

Доктор юридических наук, профессор Марат Когамов:

Согласно Закону от  23 июля 1999 года «О средствах массовой информации», объективность, достоверность, наряду с другими, являются основными принципами деятельности средств массовой информации (ст. 2-1). В этой связи, журналист обязан также не распространять информацию, не соответствующую действительности (пп. 2 ст. 21).

Если произошло то, о чем Вы подняли вопрос, у Вас есть:

- первое, право на обращение в редакцию СМИ для дачи ими опровержения либо ответа в связи с искажением смысла содержания Ваших слов в установленном Законом порядке, вплоть до требования о возмещении убытков и морального вреда, причиненных опубликованием не соответствующих действительности Ваших слов (ст. 19);

- второе, право на обращение в суд в порядке гражданского судопроизводства с аналогичными требованиями (п. 2 ст. 17, ст. 19).

 

  1. Одному из кандидатов ЦИК отказал в регистрации из-за тестирования по казахскому языку. Может ли кандидат пересдать тест до завершения регистрации остальных кандидатов?

Кандидат юридических наук Серик Акылбай:

Процедура установления свободного владения кандидатом в Президенты Республики Казахстан государственным языком утверждена Постановлением Центральной избирательной комиссии РК от 31.08.2005 года N 12/26. Повторного тестирования на знание языка указанным Постановлением не предусмотрено.

Логично предположить, что свободное владение каким-либо языком подтверждается с первого раза, иначе это будет уже не свободное владение.

 

  1. Я являюсь членом одного из общественных объединений, действующего на территории Казахстана. Могу ли я стать наблюдателем на выборах?

Доктор юридических наук, профессор Сауле Амандыкова:

В день голосования с момента открытия избирательного участка для голосования и до установления результатов голосования при подсчете голосов избирателей на избирательном участке вправе одновременно присутствовать по одному доверенному лицу от каждого кандидата или политической партии, выдвинувшей партийный список, по одному представителю от каждого средства массовой информации при наличии служебного удостоверения и задания редакции и по одному наблюдателю от каждой политической партии, иного общественного объединения, других некоммерческих организаций Республики Казахстан и наблюдатели иностранных государств и международных организаций, которых вправе сопровождать переводчик (п. 8 ст. 20 КЗ о выборах).

 

 

  1. Я не состою ни в одной политической партии или в общественном объединении, но я решил(а) по личной инициативе участвовать в агитации одного из кандидатов (распространять материалы, посещать соответствующие мероприятия и т.д.). Возможно ли это? Не нарушаю ли я какие-то нормы?

Доктор юридических наук, профессор Сауле Амандыкова:

Государство гарантирует гражданам, общественным объединениям право беспрепятственной предвыборной агитации за или против того или иного кандидата, политической партии в соответствии с настоящим Конституционным законом, иными законодательными актами Республики Казахстан. Граждане, общественные объединения, не создающие в соответствии с настоящим Конституционным законом избирательные фонды, вправе проводить предвыборную агитацию, не требующую финансирования (ст. 28 КЗ о выборах).

 

 

  1. У меня есть друг/родственник иностранец(ка). Он/она законно находится на территории Казахстана, но не является членом международной организации, представителем посольства или иностранным журналистом. Могу ли я взять её/его с собой на выборы?

Доктор юридических наук, профессор Сауле Амандыкова:

ВОПРОС не ясен.

Что значит, «взять с собой на выборы». Когда пойдет голосовать или что имеется в виду? В Законе нет запретов ходить за ручку в избирательный участок хоть с кем угодно, даже с обезьяной. Вопрос не понятный.

 

  1. Я - студент, и меня заставляют участвовать в агитации одного из кандидатов, хотя я не состою ни в одной партий. Куда мне обращаться?

Доктор юридических наук, профессор Сауле Амандыкова:

Лица, предлагаемые кандидатом в качестве доверенных лиц, представляют в соответствующую избирательную комиссию заявление о своем согласии быть доверенным лицом (ст. 31 КЗ о выборах).

Суды и органы прокуратуры обязаны принимать заявления членов избирательных комиссий, граждан, представителей зарегистрированных в установленном законом порядке общественных объединений, касающиеся вопросов проведения голосования, в том числе о нарушениях законодательства о выборах, поступившие в период подготовки и проведения выборов, и рассматривать их в пятидневный срок, а поступившие менее чем за пять дней до голосования и в день голосования – немедленно, если иное не предусмотрено Конституционным законом.

Решения и действия органов местного государственного управления и самоуправления, предприятий и организаций, их должностных лиц, нарушающие законодательство о выборах, обжалуются в суде (ст. 49 КЗ о выборах).

Лицо несет установленную законом уголовную ответственность в случае:

1) вмешательства в работу избирательных комиссий;

2) препятствования голосованию;

3) препятствования исполнению обязанностей, связанных с регистрацией кандидата, партийных списков;

4) препятствования исполнению обязанностей, связанных с подсчетом голосов и определением итогов выборов;

5) использования преимущества своего должностного или служебного положения в целях избрания кандидата, политической партии;

6) подлога избирательных документов;

7) заведомо неправильного подсчета голосов;

8) заведомо неправильного установления результатов выборов;

9) нарушения тайны голосования;

10) препятствования свободному осуществлению гражданином Республики своего избирательного права путем насилия, обмана, угроз, подкупа.

Лицо несет установленную законами Республики Казахстан административную и иную ответственность в случае:

1) непредставления или неопубликования сведений согласно требованиям настоящего Конституционного закона;

2) невыполнения решения избирательной комиссии, принятого в пределах ее полномочий;

3) проведения предвыборной агитации до окончания срока регистрации кандидата, партийного списка, выдвинутого политической партией, в день выборов либо предшествующий ему день;

4) препятствования праву вести предвыборную агитацию;

5) распространения заведомо ложных сведений о кандидатах, политических партиях или совершения иных действий, порочащих их честь и достоинство;

6) нарушения права членов избирательных комиссий;

7) нарушения права граждан на ознакомление со списком избирателей;

8) предоставления неверных сведений об избирателях для составления списков избирателей;

9) выдачи гражданам избирательных бюллетеней с целью голосования за других лиц;

10) непредоставления отпуска для участия в выборах;

11) нарушения условий проведения предвыборной агитации через средства массовой информации;

12) изготовления или распространения анонимных агитационных материалов;

13) умышленного уничтожения или повреждения агитационных материалов;

14) оказания финансовой (материальной) поддержки кандидатам, политическим партиям, выдвинувшим партийные списки, помимо их избирательных фондов;

15) принятия пожертвований от иностранных государств, организаций, граждан, лиц без гражданства для избрания кандидата;

16) нарушения условий проведения опроса общественного мнения, связанного с выборами;

17) препятствования законной деятельности доверенных лиц кандидатов, политических партий, представителей средств массовой информации и наблюдателей на выборах (ст. 50 КЗ о выборах).

 

  1. Можно ли перенести дату выборов? Если да, то на каких основаниях?

Доктор юридических наук, профессор Сауле Амандыкова:

В соответствии с Конституционным законом если в избирательный бюллетень было включено более двух кандидатов в Президенты и ни один из них не был избран, Центральная избирательная комиссия назначает повторное голосование по выборам Президента по двум кандидатам, получившим наибольшее количество голосов. В случае выбытия одного из кандидатов в избирательный бюллетень включается следующий кандидат, получивший большее количество голосов.

Повторное голосование проводится не позднее чем в двухмесячный срок с соблюдением требований настоящего Конституционного закона. О проведении повторного голосования сообщается в средствах массовой информации (ст. 63 КЗ о выборах).

Если выборы Президента были признаны недействительными либо повторное голосование не позволило определить избранного Президента, Центральная избирательная комиссия назначает повторные выборы Президента.

Повторные выборы проводятся не позднее чем в двухмесячный срок после первоначальных выборов. Голосование проводится на тех же избирательных участках и по спискам, составленным для проведения первоначальных выборов (ст. 64 КЗ о выборах).

 

 

  1. По Конституции очередные выборы Президента проводятся в первое воскресенье декабря. Срок его полномочий 5 лет. У вновь избранного Президента срок полномочий истечет летом 2024 года. С одной стороны, если очередные выборы провести в декабре 2023 года срок полномочий этого Президента будет меньше 5 лет.

С другой стороны, если выборы Президента вновь пройдут весной или летом 2024 года, то не будет соблюдена Конституция по срокам очередных выборов.

Вот такой парадокс. Фактически срок полномочий избранного Президента будет меньше 5 лет. Или есть другой выход из ситуации? Ваше мнение?

Доктор юридических наук, профессор Сауле Амандыкова:

На данный вопрос ответ дан в постановлении Конституционного Совета «Об официальном толковании пунктов 1 и 3 статьи 41 и пункта 1 статьи 94 Конституции Республики Казахстан» от 19 августа 2005 года N 5.

В постановлении рассмотрен аналогичный случай по назначению выборов в 2005 году.

Основанием для обращения послужило наличие в Конституции  норм, которые по-разному определяют сроки проведения очередных президентских выборов, а именно: "Если руководствоваться пунктом 1 статьи 41  Конституции Республики, который можно расценивать как норму, общую для всех случаев президентских выборов, то очередные такие выборы должны быть проведены в первое воскресенье декабря 2005 года, поскольку семилетний срок полномочий действующего Главы государства истекает 20 января 2006 года, то есть в день, когда 7 лет назад избранный Президент Казахстана принес присягу (момент принесения присяги, согласно пункту 1 статьи 42  Конституции Республики, является моментом вступления в должность избранного Главы государства).

Конституционный Совет указал, что при определении даты очередных выборов Президента Республики Казахстан следует исходить из того, что отправной точкой цикла волеизъявления народа как источника государственной власти является день выборов Главы государства, указанный в Основном Законе. Именно в день выборов народ Казахстана реализует свою волю и проявляет свой суверенитет, определяющий демократический характер власти, придающий ей высшую легитимность.

Очередные выборы Президента Республики Казахстан должны быть проведены в первое воскресенье декабря 2005 года.

В этом случае, согласно пункту 2 статьи 42  Конституции, избранный Президент должен принести присягу во вторую среду января (11 января) 2006 года. Это не является сокращением срока полномочий действующего Главы государства, вступившего в должность 20 января 1999 года, поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 41  Основного Закона Президент Республики избирается сроком на семь лет, а не вступает в должность на семь лет. Дата выборов является приоритетной по отношению ко всем иным датам, связанным с выборным процессом, в том числе и вступлением Президента Республики в должность.

Исходя из постановления Конституционного Совета выборы Президента будут проводится в первое воскресенье декабря 2023 года.

 

 

  1. Кандидаты вправе иметь доверенных лиц, которые помогают им в период выборов. Ведут агитацию. Представляют их интересы. А госслужащие или иностранные граждане могут быть доверенными лицами? Если госслужащие вправе быть доверенными лицами как они будут совмещать работу с избирательной кампанией? Не будет ли это нарушением?

Доктор юридических наук, профессор Марат Когамов:

Согласно п. 4 ст. 31 Закона «О выборах в Республике Казахстан» доверенное лицо должно быть исключительно гражданином Республики Казахстан, не может быть депутатом маслихата при выборах депутата Сената, членом какой бы то ни было избирательной комиссии, лицом, занимающим должность политического государственного служащего. То есть государственные служащие за вышеуказанным изъятием (кроме политических госслужащих) вправе быть доверенными лицами соответствующих кандидатов, политических партий и за ними  сохраняются рабочие места (государственные должности) (см. также ст. 13 Закона от 23 ноября 2015 года «О государственной службе Республики Казахстан» в части ограничений, связанных с пребыванием на государственной службе).

Касательно иностранных граждан. Они вправе быть только наблюдателями и обязательно должны быть делегированы в установленном порядке иностранными государствами и международными организациями (см. ст. 20-2 Конституционного  закона «О выборах в Республике Казахстан»).

Приглашения иностранным государствам и международным организациям участвовать в наблюдении за выборами в Республике Казахстан могут быть направлены Председателем Центральной избирательной комиссии, Министром иностранных дел Республики Казахстан. Приглашения направляются через Министерство иностранных дел Республики Казахстан. В приглашении могут содержаться пожелания к численности и составу миссии, а также к обеспечению в миссии гендерного баланса, странового представительства. Наблюдатели иностранных государств и международных организаций аккредитуются при Центральной избирательной комиссии по представлению Министерства иностранных дел Республики Казахстан. Для аккредитации иностранные государства и международные организации представляют в Министерство иностранных дел Республики Казахстан список своих наблюдателей, представителей.

Частные лица, не являющиеся наблюдателями иностранных государств и международных организаций, аккредитации не подлежат.

Не аккредитуются также лица, имеющие политические, экономические или другие интересы в Республике Казахстан либо аккредитация которых была ранее отозвана (отменена) за нарушение законодательства Республики Казахстан, иностранного государства или общепризнанных норм международного права, либо признанные виновными в совершении уголовного преступления, коррупционного правонарушения или незаконной деятельности в избирательный период за пять лет до подачи заявки на аккредитацию.

 

  1. 13. По Календарному плану внеочередных выборов Президента регистрация кандидатов заканчивается 11 мая в 18.00 часов. Предвыборная агитация стартует сразу после ее завершения и продлится до 00.00 часов 8 июня. Если кандидаты начнут агитацию раньше срока. Например, 11 мая в 17.00 часов, то какие последствия за их нарушение?

Доктор юридических наук, профессор Марат Когамов:

Выше я уже частично ответил на данный вопрос. В этой части Конституционный закон «О выборах в Республике Казахстан» строго оговаривает, что предвыборная агитация начинается с момента окончания срока регистрации кандидатов и т.д.(п. 2 ст. 27). Кроме норм п. 2 ст. 27 вышеуказанного закона данная требование присутствует в нормах п. 2 ст. 28 указанного закона о том, что «с момента окончания срока регистрации, установленного в соответствии с настоящим Конституционным законом, и до окончания агитационной кампании кандидаты, политические партии, выдвинувшие партийный список, имеют право на агитацию и пропаганду своей предвыборной программы в печати и других средствах массовой информации».

Таким образом, преждевременное проведение предвыборной агитации, то есть до окончания срока регистрации кандидата, является основанием для наступления административной ответственности виновных в этом лиц по ст. 102 КОАП «Проведение предвыборной агитации в период ее запрещения».

             Что касается кандидата в Президенты, то ЦИК отказывает в регистрации или отменяет решение о регистрации кандидата в случае проведения им (кандидатом) предвыборной агитации до окончания срока регистрации кандидатов, в день выборов либо предшествующий ему день (пп. 3 п. 7 ст. 59 Закона « О выборах в Республике Казахстан»).

 

  1. Должны ли кандидаты убрать все агитационные плакаты и вывески, и прекратить трансляции агитационной рекламы по телевидению в День Тишины?

Кандидат юридических наук Серик Акылбай:

В день проведения выборов и предшествующий ему день «день тишины» предвыборная агитация должна быть прекращена. Это означает, что размещение новых печатных или информационных агитационных материалов запрещается, но ранее расклеенные плакаты и вывески могут остаться на своем месте.

На телевидении агитационная реклама должна быть прекращена в этот день, в интернете могут остаться только те агитационные материалы, которые ранее уже были размещены размещенные в сети Интернет, эти материалы могут сохраняться на прежних местах. Но не допускается выведение ранее размещенных материалов в top или на главные страницы интернет-ресурсов. (ст.32 Конституционного Закона РК «О выборах в РК»).

 

  1. Избранный Президент Республики Казахстан должен пройти регистрацию в семидневный срок не позднее 16 июня 2019 года. Если он не пройдет регистрацию, будут ли проходить повторные выборы?

Доктор юридических наук, профессор Марат Когамов:

Данный вопрос, скорее, должен быть адресован не к избранному Президенту , а к ЦИК РК, поскольку такую регистрацию закон возлагает на данный государственный орган. 

Согласно п. 1 ст. 66 Конституционного закона «О выборах в республике Казахстан» Центральная избирательная комиссия на основании протоколов территориальных избирательных комиссий в семидневный срок со дня проведения выборов регистрирует избранного Президента Республики.

Также Центральная избирательная комиссия по представлению соответствующих избирательных комиссий, по обращениям граждан может отказать в регистрации избранного Президента, если на не менее чем одной четвертой части от общего числа участков или административно-территориальных единиц: 1) выборы были признаны недействительными; 2) либо если в ходе их или при подсчете голосов либо определении результатов голосования имели место нарушения настоящего Конституционного закона.

 Относительно повторных выборов в п. 1 ст. 64 по этому поводу закреплено, что если выборы Президента были признаны недействительными либо повторное голосование не позволило определить избранного Президента, Центральная избирательная комиссия назначает повторные выборы Президента.

 

  1. Конституционный Совет разъяснил, что в 15-летний срок проживания в Казахстане включается период работы на дипломатической службе за пределами страны. Дипломатам предоставили право баллотироваться в Президенты.

Но есть граждане РК, которые выезжают за рубеж по другим основаниям (программа «Болашак», лечение, отдых и т.д.). В будущем они не смогут баллотироваться на выборные должности? Не ущемляются ли их права? 

Кандидат юридических наук Серик Акылбай:

Требование о проживании в Казахстане в течение последних 15 лет установлено Конституцией РК только для кандидатов в Президенты, для других выборных должностей таких требований нет.

Вопрос включается ли срок обучения в зарубежном ВУЗе по программе «Болашак» в 15-летний срок проживания в Казахстане, установленный для кандидатов в Президенты относится к сфере толкования Конституции, а единственным полномочным органом в данной сфере является Конституционный Совет РК.

Полагаем также, что при достижении 40-летнего возраста, многие выпускники программы «Болашак», вполне могут набрать 15 лет проживания в Казахстане, так как обучались в зарубежных ВУЗах в ранние студенческие годы.

 

  1. Кандидат в Президенты и его супруга до регистрации сдают налоговую декларацию. Их достоверность проверяется налоговыми органами в течение пятнадцати дней со дня регистрации. Какие последствия за предоставление сведений в декларации?

Доктор юридических наук, профессор Марат Когамов:

Видимо в вопросе речь идет о случаях, когда кандидат в Президенты подает ложную декларацию.

Так вот, согласно пп. 5-1 п. 7 ст. 59 Конституционного закона «О выборах в Республике Казахстан», ЦИК отменяет решение о регистрации кандидата в случае выявления на момент подачи декларации недостоверности сведений о доходах и имуществе, задекларированных кандидатом или его (ее) супругой (супругом) в соответствии с законодательством Республики Казахстан о противодействии коррупции.

 

 

 

Оцените новость

  • Ваша оценка
Итоги:
Проголосовало людей: 1

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Поля обязательны для заполненеия - *

  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
×