Депутатский запрос Депутата Сената Парламента  Уполномоченный по правам ребенка в  РК  Айтпаева С.

Депутатский запрос Депутата Сената Парламента Уполномоченный по правам ребенка в РК Айтпаева С.

 

Премьер-Министру

Республики Казахстан

Мамину А.У.

 

 

Уважаемый Аскар Узакпаевич!

 

На фоне принимаемых государством мер по социальной поддержке семей с детьми, обострилась проблема недобросовестного отношения к выполнению алиментных обязательств по отношению к детям.

Об этом свидетельствуют обращения граждан, данные статистики КПСиСУ Генеральной прокуратуры.

В 2018 году из 248087 документов  судоисполнителями окончено лишь 25 %, за 3 месяца текущего года из 201739  - 8 %.

Как видим, исполнительская дисциплина низкая. Один родитель может быть должен нескольким детям, количество детей, которые живут на алименты,  госорганам, занимающимися вопросами детей, точно неизвестно. В официальной отчетности достоверно суммы задолженности по алиментам не отражаются. В настоящее время КПСиСУ совместно с МЮ этот вопрос еще прорабатывается. 

Проблемы, по данному вопросу из года в год остаются одни и те же, вышли  из разряда внутрисемейной  и  требуют скорейшего урегулирования:

  1. С 2016 года алиментные дела исполняются как государственными, так и частными судебными исполнителями. У частных судебных исполнителей (далее –ЧСИ) от 80-90% исполнительных производств. ЧСИ не заинтересованы в исполнении и окончании таких исполнительных производств, так как нет оплаты за их работу.  Из 206308 (83%) в 2018 году исполнено 18%, из 187370 (92,9 %) исполнительных листов, находившихся в производстве по итогам                    1 квартала 2019 года, исполнено - 6,6%;
  2. Запросы родителя, органов опеки и попечительства на местном уровне о работе по взысканию алиментов часто остаются без ответов;
  3. Перечислений денежных средств нет в связи с тем, что должники ведут асоциальный образ жизни, не имеют источника доходов, и взыскать с них алименты не представляется возможным;
  4. По приговору суда родители отбывают наказание в местах лишения свободы, а алименты с них не взысканы;
  5. Место нахождения должников судебным исполнителям неизвестно или они находятся в розыске;

По статистике за 2018 год в розыск объявлено  1864 алиментщиков, прекращен розыск в отношении – 1786 алиментщиков  (с учетом объявленных в прошлые года); за 1 квартал 2019 года в розыск объявлено  451 алиментщиков, прекращен розыск в отношении – 522 алиментщиков       (с учетом объявленных в прошлые года);

  1. Исполнительные листы, направленные судами, не получены судоисполнителями, соответственно исполнительное производство не заведено. Таким образом, время утрачивается в поисках, граждане вынуждены обращаться в суд с заявлениями о выдаче, и выдаются дубликаты;
  2. По алиментам на детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеется вмешательство бабушек и дедушек, которые как опекуны и попечители сами забирают (отзывают) исполнительные листы, чтобы не обременять алиментными обязательствами своих детей, лишенных родительских прав, а частным судебным исполнителям это удобно               для уменьшения неисполненных листов;
  3. Совместное имущество ответчиком переоформляется нотариально договорами дарения и другими способами на других лиц;
  4. Нет должной разъяснительной работы о правах и обязанностях родителей, сотрудников органов опеки и попечительства по защите имущественных прав детей;

С 2014 по 2018 гг. принят ряд законодательных и иных нормативных актов, призванных созданию эффективного механизма взыскания алиментов, причем не только в интересах детей. Законами разработана комплексная система принудительного взыскания алиментов с должников. Расширены меры, принимаемые судоисполнителями на основании нормативного постановления Верховного Суда «Об ответственности за неисполнение судебных актов».

Современные средства поиска и идентификации личности по ИИН, сотовым данным в стране развиты, государственные и частные судоисполнители подключены к системе информационного обмена правоохранительных и специальных органов, комитет по исполнению судебных актов находится в одной системе министерства юстиции, наряду с регистрационной службой, нотариальной палатой, уже между ними есть отличная возможность обеспечить безупречность и эффективность работы  при скоординированных действиях внутренних служб по обмену информацией.

Тем не менее, значительная часть нуждающихся в алиментах имеет лишь философско-мечтательную надежду на их получение и недовольство работой исполнительных органов.

Граждане должны видеть процесс оказания услуги, процесс исполнительного производства должен быть автоматизирован.

В этой связи вопрос:  имеют ли возможность или когда граждане будут иметь возможность отслеживать работу судебного исполнителя по его алиментному  производству по электронному документу? Будет ли выстроена и когда  система уведомлений сторон о ходе исполнительного производства в режиме онлайн посредством личного кабинета на Едином портале государственных услуг?

Порядок и сроки направления информации в Единую государственную информационную систему для отслеживания по ИИН и работу Банка данных исполнительных производств предлагаю выстроить таким образом, чтобы стороны в таком же режиме отслеживали  запросы в кредитные организации (к примеру, в АО «KaspiBank»), межведомственные запросы  в электронном виде  постановления о наложении запрета на совершение регистрационных действий с объектами недвижимого имущества, в пенсионный фонд  - запросы сколько денежных средств, в каком месте и с какой периодичностью получает должник - физическое лицо?

К вопросу розыска должников и беглецов есть практический опыт     ГП РК и МВД, когда находили по купленным авиа/железнодорожным и автобилетам, сделкам по недвижимости.

Судебным исполнителям следует своевременно доводить до сведения соответствующих прокуроров об известных им фактах непринятия представления о привлечении к уголовной ответственности, их несвоевременного рассмотрения и других нарушениях закона, допускаемых органами уголовного преследования по направленным им материалам.

Для решения вопросов взыскания задолженности по алиментам предлагается внести изменения и дополнения в Закон «О занятости населения»  по расширению компетенции местных исполнительных органов по установлению квоты рабочих мест для лиц, имеющих задолженность по алиментам. (Статьей 9 Закона «О занятости населения» установлено, что        в компетенцию местных исполнительных органов входит установление квоты рабочих мест для инвалидов, для лиц, состоящих на службе пробации, для лиц, освобожденных из мест лишения свободы и т.д.). И вменить в обязанность судоисполнителя направление алиментщика в центр занятости населения (а их у нас 203) для постановки его на учет в качестве безработного или для трудоустройства

Алименты должны выплачиваться ежемесячно в размере:

на одного ребенка - одной четверти (1/4) от заработка и/или иного дохода родителей;

на двух детей - одной трети (1/3) от заработка и/или иного дохода родителей;

на трех и более детей – половины (1/2) заработка и/или иного дохода родителей.

Чаще всего для сокрытия дохода плательщика предоставляется недостоверная информация и указывается МЗП в сумме 42 500 тенге и таким образом к уплате алиментов, на 1 ребенка идет 10625 тенге, на 2 детей 14167 тенге и на 3х и более детей 21250 тенге.

 Согласно статье 147 Кодекса супруги обязаны материально поддерживать друг друга. На взыскание алиментов по содержанию ребенка может подать : нетрудоспособный нуждающийся супруг; супруга в период беременности и в течение 3 лет со дня рождения общего ребенка; нуждающийся супруг, осуществляющий уход за общим ребенком-инвалидом до достижения им возраста 18 лет, а также в случае определения общему ребенку-инвалиду по достижении 18 лет I - II группы инвалидности.

Таким образом, величина ответственности родителя за своих детей, составляет в месяц менее 1 минимального прожиточного минимума (26915 тенге).                 

Поскольку действующая система взыскания алиментов на содержание детей в долевом соотношении к заработку не способна в полном объеме обеспечить ребенка и не отвечает потребностям, если ребенок  с особыми потребностями, прошу изменить подход к взысканию алиментов путем определения их максимального фиксированного размера. 

Предлагается размер алиментов определить по специальной таблице, которая  построена следующим образом: доходы родителей поделены на группы в соответствии с их размерами, а возраст детей - на четыре группы (ясельные, дошкольные, средних и старших  классов). В соответствии             с возрастом ребенка и размером дохода определяется максимальный размер алиментов. Вместе с тем, в данной таблице необходимо учесть категорию детей с особыми потребностями, где ставка к уплате будет выше ввиду расходов по здоровью;

 Вместе с тем, в данной таблице необходимо учесть категорию детей   с особыми потребностями, где ставка к уплате будет выше ввиду расходов по здоровью;

В соответствии со статьей 27 Конституционного закона Республики Казахстан «О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов» просим о результатах рассмотрения депутатского запроса дать письменный ответ в установленный законом срок.

 

 

 

 

Оцените новость

  • Ваша оценка
Итоги:
Проголосовало людей: 1

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Поля обязательны для заполненеия - *

  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
×