Результаты социологического исследования  по определению уровня этичности госслужащих.

Результаты социологического исследования по определению уровня этичности госслужащих.

По заказу ПРООН в Казахстане и Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы и противодействию коррупции в рамках проекта по«Совершенствованию механизмов профессионализации государственного аппарата, обеспечения качества государственных услуг и предупреждения коррупции», было проведено социологическое исследование по определению уровня этичности государственных служащих.

Социологический опрос охватил 7000 респондентов во всех 17 регионах Казахстана.

В результате проведенного социологического исследования было опрошено:

ü  1750 респондентов среди населения;

ü  2000 респондентов из числа физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей;

ü  1400 респондентов из числа юридических лиц

которые так или иначе взаимодействовавших с государственными служащими, в частности, при получении различных государственных услуг в местных и центральных исполнительных органах.

Также в анонимном опросе приняли участие 1750 государственных служащих центральных государственных и местных исполнительных органов 17 регионов.

По результатам опроса среди населения и предпринимателей ситуация по сравнению с предыдущими годами улучшается или остается неизменно хорошей для 65% опрошенных среди населения и 70% опрошенных предпринимателей. Также, положительную тенденцию этизации государственной службы отмечают и опрошенные уполномоченные по этике на местах, а также экспертное сообщество (по сравнению с 2015-2016 наблюдается значительная динамика повышения уровня этичности госуадрственных служащих, по сравнению с прошлым годом наблюдается стабильная положительная динамика).

Экспертное сообщество считает, что это в первую очередь связано с проводимыми реформами в области:

ü  Совершенствования механизмов профессионализации государственного аппарата (внедрение Этического кодекса, института уполномоченного по этике, Совета и Комиссии по этике, а также проводимой Агентством методической работе по повышению этики поведения государственных служащих);

Повышения качества государственных услуг и мероприятия по предупреждению коррупции, через такие механизмы, как: соблюдения принципа «одного окна» при оказании государственных услуг, а также через такие инстурменты как – «Электронное правительство».

Мнения высказанные экспертами подтвержаются следующими результатами опроса населения и предпринимателей:

Уровнь удовлетворенности вежливостью и профессиональной этикой поведения госслужащего при оказании государственных услуг, у населения остается таким же высокими как в прошлом году – 70%, у опрошенных предпринимателей уровень удовлетворенности показал значительный рост по сравнению с прошлым годом на 30% и составил – 76%.

В разрезе регионов высокую оценку этики поведения госслужащего при оказании госуслуг показали опрошенные среди населения Алматинской, Кызылординской, Павлодарской и Северо-Казахстанской областей и среди предпринимателей в Восточно-Казахстанской, Актюбинской, Акмолинской областях и городе Шымкент. Сниженную оценку показали опрошенные среди населения из Карагандинской, Мангистауской, Туркестанской областей и города Алматы, а среди предпринимателей в Карагандинской, Алматинской областях и городах Алматы и Астана.

В рамках социологического опроса государственных служащих центральных и местных исполнительных органов, был выявлен общий уровень осведомленности, и информированности госслужащих об основных положениях Кодекса.

Были заданы тестовые вопросы на знание положений и норм Кодекса, и в среднем 53% ответили правильно на поставленные вопросы, что по сравнению с 2017 годом выше на 9,4%.

Положительная тенденция характерна для систематически проводимой информационно-разъяснительной работы по основным положениям и нормам Кодекса, а также предоставляемой методической поддержкой Агентства, один из примеров, разработанная так называемая Pocket book: «Этика и нормы поведения государственного служащего».

В Казахстане институт уполномоченного по этике начал свою работу с 2016 года, и регламентируется Положением об уполномоченном по этике.

В рамках исследования государственным служащим был задан ряд вопросов, направленный на выявление уровня информированности, уровня доверия, узнаваемости деятельности Уполномоченного по этике на местах.

По результатам опроса выявлен высокий уровень информированности об уполномоченном по этике – если в прошлом году знали о том, кто является уполномоченным по этике в госоргане 74% госслужащих, то уже в этом узнаваемость выросла на 20% и составила 93%.

Максимальный уровень информированности в 100% показали местные исполнительные органы Кызылординской области, из центральных госорганов – это Агентство, МСХ РК, МОиАП РК. Сниженный уровень информированности показали опрошенные в МИО г.Астаны и ВКО, среди ЦГО - МО РК, МИД РК, МЮ РК.

Информированность госслужащих о вопросах, по которым можно обратиться к уполномоченным по этике, также показывает положительную динамику по сравнению с прошлым годом с 73% до 85%, т.е. наблюдается увеличение информированности госслужащих о функциональных возможностях уполномоченного на +12%.

Наблюдается рост уровня доверия к уполномоченным по этике на местах – так, 62% всех опрошенных государственных служащих считают, что могут сообщить уполномоченному по этике обо всех известных фактах несоблюдения государственными служащими норм и положений Кодекса, склонения к совершению коррупционных правонарушений, не опасаясь наказания начальства, порицания коллег, конфликта в коллективе. Данный показатель вырос по сравнению с прошлым годом на +15%.

Высокий уровень доверия наблюдается среди госслужащих МИО Кызылординской, СКО и Павлодарской областей и г.Алматы, среди ЦГО – это МОиАП.Сниженный уровень доверия наблюдается среди МИО г. Астаны, Алматинской области, а также МИД РК, Счетный комитет и МСХ РК.

Также вырос уровень доверия к процедуре рассмотрения дел, решениями Совета по этике (также и Комиссии по этике) с 48% до 56%, т.е. на +8% по сравнению с прошлым годом. Полученные данные указывают на эффективность проделываемой работы Советом по этике, на что повлияли факторы самостоятельной деятельности членов Совета по этике и проводимые Агентством профилактические мероприятия.

Высокий уровень доверия показали представители местных исполнительных органов СКО, Кызылординской, Мангистауской областей, и г.Алматы, а также МОиАП. Сниженный уровень доверия наблюдается в местных исполнительных органах ВКО, и г.Астаны, в ЦГО – Счетный комитет, МСХ РК, МИД РК.

Повысилась эффективность деятельности уполномоченного органа в сфере государственной службы (АДГСиПК) – по сравнению с прошлым годом данная оценка, которую дали госслужащие выросла с 69% до 76%, т.е. на +7%.

Высоко оценили эффективности деятельности уполномоченного органа местные исполнительные органы Атырауской, Кызылординской, Мангистауской, Туркестанской областей и г.Алматы.

Менее эффективно оценили деятельность уполномоченного органа в сфере государственной службы госслужащие в местных исполнительных органах ВКО, ЗКО, Алматинской.

Один из факторов эффективной деятельности государственных служащих являются условия труда. Соблюдение служебной дисциплины, рациональное использование рабочего времени, являются значимыми факторами эффективной деятельности.

Согласно полученным данным всё большее количество госслужащих соблюдают 8-ми часовой рабочий график, вовремя уходя с работы домой, по сравнению с прошлым годом данный показатель увеличился на 12% и составил 55%:

Этому мог послужить положительный эффект от внедренной практики отключения рабочих компьютеров по завершении рабочего дня, а также профилактическая работа Агентства и его территориальных департаментов. Стоит отметить, что снизилось число тех, кому не оплачивают сверхурочные на 6% по сравнению с прошлым годом с 79% до 73%.

В Стандартах поведения в служебных отношениях Кодекса говорится о необходимости обеспечения соблюдения принципов меритократии, при решении кадровых вопросов не оказывать предпочтения по признакам родства, землячества и личной преданности.

На что 86% ответили, что не наблюдали нарушения при поступлении на государственную службу, при этом отметили, что все проходило в соответствии с нормами (в 2017 году данный показатель был меньше на почти 5%).

Для большинства опрошенных (63%) существует прозрачная политика распределения должностей и опрошенный государственный служащий четко понимает каким образом можно получить повышение по службе.

По сравнению с прошлым годом наблюдается положительная динамика кадровой политики и понимание государственными служащими, как заслужить ту или иную должность, и какие действия необходимо для этого предпринимать (суммарно увеличилась на +9,1%). Тем не менее, около 1/5 государственных служащих считают, что кадровая политика только формально открытая, а решения о назначениях принимаются в разрез принципам меритократии.

В большей степени считают, что принципы меритократии и прозрачность при распределении должностей соблюдены в МИО: Кызылординской области (89%), СКО и Актюбинской областей – по 82%. Среди ЦГО: АДГСиПК – 80%, МОиАП – 84%.

В меньшей степени считают, что принципы меритократии и прозрачность при распределении должностей соблюдены в таких МИО, как: г.Астана – 46%, и ВКО – 23,6%. Среди ЦГО: МОН РК – 36%, Счетный комитет – 28%, МЗ РК – 42%, МИД РК – 40%.

Также стоит отметить, что по сравнению с прошлым годом увеличилась доля тех госслужащих, кто считает, что для продвижения по службе не обязательно иметь родственные связи, знакомства, патронаж - главное быть хорошим специалистом, и что шансы на повышения равны для всех – на +6,6% до почти 60%.

Особое внимание в Кодексе уделено стандартам поведения в служебное и внеслужебное время. На что почти 90% ответили, что их коллеги в полной мере соблюдают общепринятые морально-этические нормы поведения на рабочем месте, это на +5% чем в прошлом году.

В совокупности 81% отметили, что коллеги из числа государственных служащих в большинстве случаев соблюдают общепринятые морально-этические нормы поведения внеслужебное время, в 2017 году данный показатель был ниже на 3%.

Согласно действующему законодательству, существует запрет на получение подарков государственными служащими, а полученные подарки, подлежат сдаче в специальный государственный фонд. В исследовании этого года на +9% увеличилось – количество опрошенных, которые отметили, что коллеги и/или руководитель подарков не принимали с 81% до 90%.

Также отмечается снижение случаев грубого нарушения служебной этики среди государственных служащих, по параметрам – разговор на повышенных тонах (снижение случаев на -2%), злоупотребление служебным положением начальства, либо других сотрудников (снижение кол-во случаев – 3,2%), распространение служебной информации (снижение кол-ва случаев -0,3%).

По итогам проведенных исследовательских работ, были предложены некоторые рекомендации направленные на повышение этики государственной службы:

Повышение эффективности деятельности государственных служащих

  • Повысить ответственность руководителей государственных органов за несоблюдение норм этики (в том числе в отношении подчиненных), обеспечить прозрачность и подотчетность руководителей перед широкой общественностью.
  • Поддержка, продвижение и прозрачное обеспечение принципа меритократии
  • Обеспечить 100% отключение компьютеров после 19 часов, без возможности повторного подключения до 9 часов утра следующего дня, рассмотреть возможность обеспечения автоматизированного учета привлечения служащего на работу в нерабочее время и дальнейшая оплата сверхурочных
  • При проведении мероприятий по повышению квалификации уполномоченных по этике, увеличивать охват участников мероприятий (другие государственные служащие, начальники отдела кадров, руководители), а также охват региональный
  • Регулярное улучшение морально-психологического климата в коллективе, снятие стресса с помощью инструментов тимбилдинга, участие в культурных мероприятиях города, организация спортивных соревнований, участие в мероприятиях руководства и подчиненных на единых площадках «без чинов» (при проведении подобных мероприятий обеспечение детских развлекательно-познавательных мероприятий)

Методическая поддержка уполномоченных по этике

  • Разработать и автоматизировать проведение анкетирования государственных служащих (цифровизация анкетирования), и дальнейшую обработку данных, в т.ч. разработать несколько вариантов инструментария в зависимости от целей и задач опроса уполномоченного;
  • Рассмотреть возможность повысить статус уполномоченного по этике, обеспечить большую независимость, свободу действий при осуществлении должностных обязанностей и взаимодействии с руководством и другими госслужащими ведомства.

                                                                      Пресс-служба АДГСПК РК

Оцените новость

  • Ваша оценка
Итоги:
Проголосовало людей: 1

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Поля обязательны для заполненеия - *

  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
×