Реализация программы 100 шагов

Реализация программы 100 шагов

В прошлом году главой государства были сформулированы пять институциональных реформ, которые необходимо реализовать государству для обеспечения своего дальнейшего стабильного развития. Эти реформы - план по вхождению в 30 развитых государств в новых исторических условиях. План реализации этих реформ подробно изложен в программном документе  - Плане нации «100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ».

Среди пяти институциональных реформ особое место отводится обеспечению верховенства закона. Практической реализации этой реформы посвящены шаги с 16-го по 34-й, из которых первые одиннадцать направлены на совершенствование судопроизводства и самой системы судоустройства.

В статье я затрону вторую институциональную реформу по обеспечению верховенства закона, расскажу о  реализации намеченного плана в работе судейского корпуса.  

Следует отметить, что к данному моменту все перечисленные шаги казахстанской судебной системой уже воплощены в жизнь. С 2015 года приняты новые Уголовный и Уголовный процессуальный кодексы, новый кодекс об Административных правонарушениях, с 01 января 2016 года применяются новые Гражданский процессуальный кодекс, Предпринимательский кодекс, Трудовой кодекс, внесены иные комплексные изменения в действующее законодательство.

С целью оптимизации инстанций судебная система из пятизвенной трансформирована в трёхзвенную. Споры по существу рассматриваются в районных и приравненных к ним судах первой инстанции, и до вступлений их решений в законную силу могут быть пересмотрены апелляционными судебными коллегиями областных и приравненных к ним судов. После вступления судебного акта в законную силу пересмотр его возможен только в кассационном порядке уже в Верховном Суде РК. Данное изменение системы судоустройства делает её удобнее и эффективнее, стимулирует участников судебного процесса  на более активную позицию по осуществлению состязательности через предоставление доказательств и реализацию своих процессуальных прав до вступления решения суда в законную силу. Сокращение количества судебных инстанций, разрешающих спор, приводит к более быстрому восстановлению нарушенного права, а также к уменьшению судебных издержек.

Здесь необходимо обратить внимание, что Новым ГПК  предусмотрены переходные положения, а именно, что судебные акты, вынесенные до введения в действие настоящего Кодекса, могут быть обжалованы, опротестованы в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Судебные акты по делам, предусмотренным частью второй статьи 434 настоящего Кодекса (рассмотренным в порядке   упрощенного производства; оконченным мировым соглашением, соглашением об урегулировании спора (конфликта) в порядке медиации или соглашением об урегулировании спора в порядке партисипативной процедуры;  связанным с имущественными интересами физических лиц при сумме иска менее двух тысяч месячных расчетных показателей и юридических лиц при сумме иска менее тридцати тысяч месячных расчетных показателей; оконченным в связи с отказом от иска; по делам об урегулировании неплатежеспособности, а также делам по спорам, возникающим в рамках реабилитационной процедуры и процедуры банкротства, в том числе о признании сделок, заключенных должником,  недействительными, о возврате имущества должника, о взыскании дебиторской задолженности по искам банкротного или реабилитационного управляющего) вынесенные до 1 января 2016 года, могут быть обжалованы, опротестованы в кассационной инстанции Верховного Суда Республики Казахстан в течение шести месяцев с момента введения в действие настоящего Кодекса. Данный срок является пресекательным и продлению не подлежит.

В целях ужесточения квалификационных требований и механизмов отбора кандидатов на судейские должности в Конституционный закон РК «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан были  внесены изменения и дополнения, которые введены в действие с 01.01.2016г.

Так в соответствии со ст.29 данного Закона судьей районного суда может быть назначен гражданин Республики Казахстан: достигший возраста двадцати пяти лет; имеющий высшее юридическое образование, высокие морально-нравственные качества, безупречную репутацию и, как правило, не менее пяти лет стажа работы в качестве секретаря судебного заседания, консультанта (помощника) суда, прокурора, адвоката либо не менее десяти лет стажа работы по юридической профессии; сдавший квалификационный экзамен (лицо, окончившее обучение и сдавшее квалификационный экзамен в специализированной магистратуре, освобождается от сдачи экзамена в течение четырех лет со дня окончания обучения); прошедший медицинское освидетельствование и подтвердивший отсутствие заболеваний, препятствующих исполнению профессиональных обязанностей судьи; успешно прошедший оплачиваемую годичную стажировку в суде с отрывом от основного места работы и получивший положительное заключение пленарного заседания суда (лицо, окончившее обучение и сдавшее квалификационный экзамен в специализированной магистратуре, освобождается от прохождения стажировки в течение четырех лет со дня окончания обучения); прошедший полиграфологическое исследование.

      Кандидаты в судьи проходят годичную оплачиваемую стажировку в суде на постоянной основе с отрывом от основного места работы. Условия и порядок прохождения стажировки кандидатом в судьи определяются Положением, утверждаемым Президентом Республики Казахстан.

Реформой предусмотрено усиление подотчетности судей. Для реализации этого шага  в ноябре 2016г. прошел 7 внеочередной съезд судей, на котором разрешался один вопрос – принятие Кодекса судейской этики, на основе которого расширены права физических и юридических лиц по обжалованию действий судей в специально созданном судебном жюри при Верховном Суде  страны.

В связи с чем возросла роль и значение судебного жюри, теперь в нем две комиссии: одна будет рассматривать дисциплинарные проступки, вторая - квалификационная. В сферу ее действия входят вопросы профпригодности, обжалование действий судей.

С увеличением полномочий возрастает и ответственность не только судебного жюри, но и всей судебной системы, каждого судьи.

На сегодняшний день внедрена аудио-видео-фиксация всех судебных процессов в обязательном порядке. Данный план нашим судом выполнен, поскольку все залы судебных заседаний суда оснащены аудио-видеофиксацией. Данный вопрос на ежедневном контроле.  Также по отчету АВФ прослеживается своевременность начала судебных заседаний. В конце каждой недели  в канцелярию суда сдаются  графики назначенных к рассмотрению дел, по которому  проводится автоматическое включение записи по делу. Ранее это  проводилось вручную. Помимо этого в настоящее время судья не имеет возможности для приостановки записи или редактирования материалов аудио-видео-фиксации.

В целях реализации шага по созданию отдельного инвестиционного производства новым гражданским процессуальным кодексом предусмотрен отдельный порядок рассмотрения инвестиционных споров, к которым в соответствии с Предпринимательским кодексом относятся споры, вытекающие из договорных обязательств между инвесторами, в том числе крупными инвесторами, и государственными органами в связи с инвестиционной деятельностью инвестора.

Согласно ч.4 и 5 ст.27 ГПК РК суд города Астаны по правилам суда первой инстанции рассматривает и разрешает гражданские дела по инвестиционным спорам, кроме дел, подсудных Верховному Суду Республики Казахстан, а также по иным спорам между инвесторами и государственными органами, связанным с инвестиционной деятельностью инвестора. Пересмотр таких решений производится специализированной судебной коллегией Верховного Суда Республики Казахстан в коллегиальном составе не менее трех судей коллегии.

Иные споры, вытекающие из правоотношений с участием инвестора, не связанные с инвестиционной деятельностью, а также споры с участием инвестора, подлежащие рассмотрению в упрощенном производстве, подсудны районным (городским) и приравненным к ним судам в соответствии с подсудностью, установленной главой 3 ГПК РК.

Помимо пересмотра судебных актов в апелляционном порядке, Верховный Суд Республики Казахстан рассматривает и разрешает по правилам суда первой инстанции гражданские дела по инвестиционным спорам, стороной в которых является крупный инвестор. Судебные акты специализированной судебной коллегии Верховного Суда Республики Казахстан могут быть пересмотрены в кассационном порядке Верховным Судом Республики Казахстан

Такой порядок рассмотрения инвестиционных споров был создан, чтобы продемонстрировать готовность государства гарантировать инвесторам индивидуальный подход в решении их споров. Такие споры не будут попадать в общий поток всех гражданских дел в Казахстане, рассматриваемых судами общей юрисдикции и специализированными экономическими судами – их делами будет заниматься отдельный специализированный состав столичного суда, а делами крупных инвесторов - непосредственно сам Верховный Суд.

Таким образом, целью создания особого порядка рассмотрения инвестиционных дел является задача защиты прав и законных интересов как казахстанских и иностранных инвесторов, так и государства.

Создание в городе Астане международного арбитражного Центра, на примере опыта в г.Дубай. Помимо создания международного арбитражного центра при международном финансовом центре Астаны также создаётся суд финансового центра, который не входит в судебную систему Республики Казахстан и является полностью независимым. Деятельность суда должна быть основана на процессуальных принципах и нормах Англии и Уэльса и стандартах ведущих мировых финансовых центров. Данные положения также призваны повысить инвестиционную привлекательность созданного международного финансового центра, гарантировать инвесторам максимальную защиту их прав и законных интересов в привычной им правовой среде.

Отдельным шагом предусмотрено создание международного совета при Верховном Суде РК для внедрения лучших международных стандартов с участием авторитетных зарубежных судей и юристов, который будет консультировать Верховный Суд по вопросам совершенствования казахстанского правосудия.

Сокращено участие  прокурора в суде по гражданско-правовым спорам для упрощения судебных процедур и ускорения судебного процесса. К примеру, уже необязательным является участие прокурора по спорам в части признания недобросовестными участниками государственных закупок, тогда как до 2015 года органы прокуратуры в обязательном порядке участвовали в данных спорах.

Реализация «100 конкретных шагов» позволят нашей стране приобрести запас прочности, который укрепит казахстанскую государственность и обеспечит верховенство закона.

 

Бертыбаева С.Т.

Судья специализированного межрайонного экономического суда г.Астаны

Оцените новость

  • Ваша оценка
Итоги:
Проголосовало людей: 0

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Поля обязательны для заполненеия - *

  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив