Гендерная политика в Республики Казахстан

Гендерная политика в Республики Казахстан

В современном Казахстане гендерная политика равенства проводится в соответствии с Конституцией РК. Так, п. 2, ст. 14 Конституции РК гласит: «Никто не может подвергаться какой либо дискриминации по мотивам происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства или по любым иным обстоятельствам».

         Казахстан присоединился к важнейшим Конвенциям и Декларациям ООН и других международных организаций по правам женщин, что способствовало улучшению ситуации в сфере реализации политических прав женщин, преодолению скрытой и открытой гендерной дискриминации.    Особенно важным с точки зрения реализации политических прав казахстанских женщин является присоединение страны к Конвенциям ООН «О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин», «О политических правах женщин», «О гражданстве замужней женщины». Также Казахстан подписал ряд актов Международной организации труда, касающихся прав женщин и детей.

         Концептуальной базой гендерной политики в Казахстане является Концепция государственной политики улучшения положения женщин. Концепция определяет основные принципы, приоритеты и задачи гендерной политики в Казахстане. К задачам гендерной политики в Казахстане относятся: достижение сбалансированного участия женщин и мужчин во властных структурах; обеспечение равных возможностей для экономической независимости, развития своего бизнеса и продвижения по службе; создание условий для равного осуществления прав и обязанностей в семье; свобода от насилия по признаку пола. Концепция гендерной политики в Республике Казахстан рассчитана на современный период (до 2010 г.), а также на долгосрочную перспективу (до 2030 г.).

         Еще одним концептуальным документом, определяющим основные направления гендерной политики, является Стратегия гендерного равенства в Республике Казахстан на 2006–2016 гг., которая нацелена на более эффективное решение наиболее актуальных проблем гендерной политики. В частности, концепцией предусматривается создание сети подготовки женщин-политиков, выделение бюджетных средств на реализацию социально значимых проектов по вопросам семьи и женщин и т. д.

         Для расширения возможностей женщин по трудоустройству и обеспечению занятости Стратегия предусматривает широкое развитие государственных и частных детских дошкольных учреждений. Специальный раздел Стратегии посвящен гендерному образованию и гендерному просвещению населения, в том числе государственных служащих, депутатов Парламента и маслихатов, руководителей всех уровней, работников СМИ. 

         На сегодняшний день в Казахстане сложилась целая система институциональных механизмов, предназначенных для защиты прав женщин и повышения их статуса. Эти механизмы постоянно развиваются и совершенствуются, а их деятельность во всех сферах жизни становится все более действенной и эффективной. В первую очередь, это Национальная комиссия по делам семьи и гендерной политике, функционирующая как консультативно-совещательный орган при Президенте Республики Казахстан.

         Аналогичные структуры действуют на региональных уровнях государственного управления. Национальная комиссия проводит большую работу по искоренению стереотипов, связанных с идеей превосходства одного пола над другим, разъяснению необходимости социального равенства женщин и мужчин. 

         Среди приоритетов национальной комиссии на ближайшее время – продвижение законопроектов «О равных правах и равных возможностях женщин и мужчин» и «О бытовом насилии». Также на повестке дня – привлечение как можно большего числа женщин к участию в экономике. Правительством начиная с 2000 г. осуществляются меры по поддержке женского предпринимательства. Десятки тысяч женщин получили льготные кредиты, открыли свой бизнес.

         За шесть лет из средств Фонда развития малого предпринимательства освоено более 2 млрд. тенге. Важную роль в работе по повышению статуса женщин в Республике Казахстан играют неправительственные организации. Сегодня в стране около 150 активно действующих женских НПО, среди которых можно выделить Ассоциацию деловых женщин Казахстана, Феминистскую лигу, Алматинский женский информационный центр, Центр гендерных исследований г. Алматы.

         Помимо этого, действует научно-исследовательский институт социальных и гендерных исследований при Казахском государственном женском педагогическом институте и ряд других научных центров по этой проблематике. Женские НПО создали центры трудоустройства и профессиональной ориентации, поддержки малого бизнеса, правовой и юридической поддержки.

         Также НПО активно развивают в стране сеть кризисных центров по борьбе с насилием в отношении женщин. По вопросам решения гендерных проблем Казахстан сотрудничает с рядом международных организаций: ЮНИФЕМ, ОБСЕ, Международной организацией по миграции (МОМ), ЮСАИД, Британским Советом и ПРООН. 

         В настоящее время в Казахстане создаются условия для внедрения гендерного подхода в процесс разработки бюджетов всех уровней и государственных программ социально-экономического развития. ЮНИФЕМ совместно с Национальной комиссией по делам семьи и гендерной политике реализуют проект «Социальные (гендерные) бюджеты в Казахстане».

         Не остались в стороне от проблем семьи и женщин и депутаты Парламента. Они создали свою депутатскую группу « Отбасы» и активно сотрудничают с Национальной комиссией. С учетом важности и актуальности проблемы здоровья нации в центре внимания государства, органов здравоохранения и общественности находится охрана матери и ребенка.

         С 2008 г. в Казахстане началась реализация специальной программы охраны материнства и детства. Программа « Охрана материнства и детства», являющаяся частью государственной программы «Здоровье народа», – один из приоритетов гендерной политики в нашей стране. Она включает в себя несколько блоков: социальная поддержка женщин, забота о их здоровье и т. д. Так, например, существенно увеличены размеры выплат пособий по рождению и уходу за детьми.

 

Ахметова А.М.

Главный специалист – секретарь судебного заседания

Есильского районного суда города Астаны

Оцените новость

  • Ваша оценка
Итоги:
Проголосовало людей: 0

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Поля обязательны для заполненеия - *

  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив