О методах устранения предпосылок коррупции рассказал  Ернар Баянгазин

О методах устранения предпосылок коррупции рассказал Ернар Баянгазин

Борьба с коррупцией в Казахстане выходит на новый уровень. Речь идет об искоренении взяточничества на бытовом уровне по принципу «не брать и не давать взятки». Об этом сообщил руководитель Департамента по противодействию коррупции по СКО Ернар Баянгазин.

 

- Ернар Ерболович, если говорить о проблеме бытовой коррупции. Насколько актуальна эта проблема, и как она будет решаться в сегодняшних условиях? 

 

Раньше мы больше занимались карательными и репрессивными методами, то есть занимались «посадками». Сегодня наша политика изменена. На первый план выходит – реализация превентивных мер. Это и антикоррупционный мониторинг, и внешний анализ коррупционных рисков, устранение причин и условий коррупции, сокращение административных барьеров и бюрократических процедур.

В первую очередь, хочу довести до вас, что буквально на днях вступили в силу новые правила проведения антикоррупционного мониторинга.

Согласно нововведениям, он разделен на два вида – комплексный и тематический.

Комплексный мониторинг будет проводится Агентством и его территориальными подразделениями на ежеквартальной основе.

Задачами комплексного мониторинга являются:

1) определение сфер, наиболее подверженных коррупционным проявлениям;

2) оценка эффективности антикоррупционных мер, принимаемых госорганами, организациями, субъектами квазигосударственного сектора;

3) анализ восприятия и оценки уровня коррупции обществом.

Комплексный антикоррупционный мониторинг призван быть своего рода ориентиром (маяком) для принятия профилактических мер самим госорганом.

Тематический антикоррупционный мониторинг направлен на изучение проблемных вопросов в определённой сфере, выявление так называемых «болевых точек», влияющих на социальное самочувствие наших граждан.

Такой подход позволит держать руку на пульсе, незамедлительно реагируя на волнующие вопросы общества, что в полной мере корреспондируется с поручениями Главы государства, данными в Послании народу Казахстана касательно воплощения в жизнь концепции «Слышащего государства».

Отмечу, что любой желающий, в том числе и журналисты, могут провести тематический антикоррупционный мониторинг и направить его к нам для принятия соответствующих мер реагирования, в том числе и законодательного характера.

 

- Может быть, есть уже результаты?

 

По данным органов правовой статистики за прошедший год количество привлеченных за коррупционные преступления составило 71 лица.

В разрезе осужденных: 5 – сотрудники правоохранительных органов, 4 – местных исполнительных органов, 2 – сфера образования, 1 – квазигосударственный сектор, 16 – иные лица.

По прекращенным по не реабилитирующим основаниям: 2 – местные исполнительные органы, 15 – квазигосударственный сектор, 26 – иные.

В системе органов внутренних дел оперативно-следственные сотрудники получали взятки за не привлечение к административной ответственности; инспектора дорожно-патрульной службы – за увод от административной ответственности при нарушении ПДД.

Не в стороне оказались и сотрудники подразделений ЧС – незаконные вознаграждения они получали за непринятие мер по соблюдению требований пожарной безопасности.

Как показал мониторинг, в местных исполнительных органах чаще всего коррупционные преступления совершаются в социальной сфере (2), лесного хозяйства (5), образования (2), ЖКХ (1).

По результатам проведенного мониторинга Департаментом рекомендуется госорганам по указанным сферам провести внутренний анализ коррупционных рисков с детальным изучением причин и условий, способствовавших совершению коррупционного преступления.

Наряду с этим, мы рекомендуем провести внутренний анализ коррупционных рисков в деятельности местных исполнительных органов, наиболее подверженных коррупции.

 

- В одном из интервью говорили о материальном поощрении тех, кто информирует антикоррупционные органы о фактах злоупотреблений чиновников. Сколько человек обратилось в агентство, какая сумма им была выплачена?

 

В соответствии с обновленной системой поощрения, граждане, сообщившие о фактах коррупции, смогут получить сумму вознаграждения, которая будет дифференцирована. Такая система уже работает в ряде зарубежных стран.

С этого года, если человек сообщит о коррупционном преступлении, то он может получить 10% от суммы взятки после того, как будет вынесен обвинительный приговор.

Согласно разработанным правилам, по коррупционным преступлениям, по которым сумма взятки или причиненного ущерба либо стоимость представленных льгот или оказанных услуг не превышает 1 000 МРП (2 651 000 тенге) – сумма вознаграждения составляет от 30 до 100 МРП (от 79 530 до 265 100 тенге) в зависимости от категории преступления. Если сумма взятки или причиненного ущерба либо стоимость представленных льгот или оказанных услуг превышает 1 000 МРП (2 651 000 тенге) – сумма вознаграждения составит 10 % от указанной суммы, но не более 4 000 МРП (10 604 000 тенге).

Считаю, что нововведение должно придать ощутимый импульс вовлечению граждан в реальную борьбу с коррупцией.

Между тем, по-моему глубокому убеждению, граждане должны сообщать данные факты не только ради денег, но и по патриотическим убеждениям. Это должно стать нормой и гражданской позиции каждого.

Кроме того, в антикоррупционном ведомстве будет продолжена работа по формированию комплексной системы защиты лиц, сообщивших о фактах коррупции, в соответствии с рекомендациями ОЭСР и ГРЕКО.

За 12 месяцев 2019 года в территориальный Департамент обратилось 9 человек. По подтверждённым данным выплачено поощрение в размере 1 338 250 тыс. тенге.

Пользуясь случаем хочу сообщить, что любой гражданин может сообщить о фактах коррупции на номер Call-центра Агентства 1424. Также функционирует WhatsApp номер проектного офиса «Қызылжар – адалдық алаңы» 87075641424.

 

 

- Президент выступил с инициативой о введении ответственности руководителей за коррупционные преступления подчиненных. И вот впервые в истории независимого Казахстана эта норма закреплена на законодательном уровне. Было бы интересно услышать Ваше мнение по этому поводу.

 

К примеру, в Сингапуре в случае получения взятки сотрудником таможенного органа увольняется поголовно весь коллектив. В США в случае выдвижения обвинения в коррупции против сотрудника полиции подвергается официальной проверке работа руководства с соответствующими последствиями.

Уверенно могу сказать, что с принятием данного Закона в Казахстане наступает новый этап противодействия коррупции.

В дальнейшем, политические государственные служащие, а это министры и их заместители, акимы и заместители акимов областей, городов Нур-Султан, Алматы, Шымкент, акимы районов обязаны подавать в отставку в случае совершения их непосредственными подчиненными коррупционного преступления.

Разъясню механизм действия данной нормы.

Согласно новой редакции Закона, руководитель обязан подать в отставку в течение 10 календарных дней после вступления в силу обвинительного приговора суда либо прекращения уголовного дела по нереабилитирующим основаниям в отношении его непосредственного подчиненного.

Кто понимается под непосредственным подчиненным:

- для руководителя центрального государственного органа (министра) – это его заместители, ответственный секретарь либо руководитель аппарата, руководители областных подразделений;

- для акима области, города республиканского значения, столицы непосредственными подчиненными являются его заместители, руководитель аппарата, аким района (города областного значения);

- заместитель руководителя центрального государственного органа (вице-министр) подает в отставку в случае совершения коррупционного преступления руководителем курируемого им ведомства или самостоятельного структурного подразделения;

- заместитель акима области несет ответственность за руководителей курируемых им исполнительных органов, финансируемых из местного бюджета;

- аким района ответственен за своих заместителей, руководителя аппарата, руководителей курируемых районных исполнительных органов, акимов сел, поселков, сельских округов.

Согласно Закону «О государственной службе» заявление об отставке подается должностному лицу, назначившему государственного служащего на должность.

Принять или не принять отставку  это прерогатива лица, назначившего политического служащего на должность.

В отношении всех других руководителей, которые являются не политическими, а административными государственными служащими корпуса А и Б, законом вводится дисциплинарная ответственность в случае совершения их непосредственными подчиненными коррупционного преступления.

Кроме того, предусмотрена дисциплинарная за систематическое пренебрежение своей обязанностью по профилактике коррупции в коллективе, что приводит к неблагоприятной с точки зрения коррупции обстановке в возглавляемом им госоргане или подразделении.

 

- С учётом принимаемых мер должен быть какой-то результат? Какой уровень восприятия коррупции у населения? К чему мы стремимся?

Первые обнадеживающие результаты есть. В начале текущего года международная неправительственная организация Transparency International объявила результаты ключевых ежегодных исследований «индекс восприятия коррупции» 2019 года. Казахстан получил 34 балла из 100 возможных и занял 113 место среди 180 стран, улучшив индекс по сравнению с прошлым годом на 3 балла и 11 позиций.

Эти показатели являются лучшими для Казахстана за все время нашего участия в Индексе восприятия коррупции.

Мы совершили серьезный рывок, достигнув исторического максимума. Еще никогда Transparency International не оценивала нашу страну столь высоко.

Действующая методология оценки Transparency International была утверждена в 2012 году. С того времени по 2019 год, то есть за 7 лет, Казахстан улучшил свои позиции лишь на 3 балла – с 28 до 31.

А сейчас Агентство данный семилетний прогресс обеспечить за один год.

Следует отметить, что согласно Стратегическому плану развития Республики Казахстан до 2025 года, ожидаемым результатом определен рост ИВК до 35 баллов к 2025 году.

Таким образом, благодаря нынешнему рывку мы практически достигли показателя, запланированного на пять лет вперед.

 

- И все-таки как будет реализовываться принцип «не давать и не брать взяток», который как говорит председатель Агентства должен стать мантрой для каждого казахстанца?

 

Я уже отчасти ответил на этот вопрос. Еще раз повторюсь, для успешной борьбы с коррупцией нужна открытость и вовлеченность граждан в жизнь общества, чтобы они видели, как протекают те или иные процессы.

Люди будут намного реже предлагать и брать взятки, если коррупция станет восприниматься в обществе как явление, унижающее человеческое достоинство, народ и страну, угрожающее благополучию наших детей. В достижении этой цели велика роль творческой интеллигенции, культурных и образовательных учреждений, религии и СМИ. Буквально на днях мы заключили меморандум с самой массовой и представительной организации трудящихся – «Профсоюзный центр Северо-Казахстанской области».

Открытость, транспарентность, подотчётность обществу - это один из главных приоритетов.

 

Беседу вел, Жан АЙТМАГАНБЕТОВ

 

 

Оцените новость

  • Ваша оценка
Итоги:
Проголосовало людей: 0

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Поля обязательны для заполненеия - *

  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
×