О работе юридической службы  Агентства Республики Казахстан по противодействию коррупции

О работе юридической службы Агентства Республики Казахстан по противодействию коррупции

 

В соответствии с Указом Президента Республики Казахстан от 22 июля 2019 года № 74 в структуре вновь образованного Агентства Республики Казахстан по противодействию коррупции (Антикоррупционной службы) действует Административно-правовой департамент (далее – Департамент),
на который возложены функции юридической службы.

Департамент в своей деятельности руководствуется действующим законодательством, имеющейся правоприменительной практикой.

В Департамент входят 2 управления юридического профиля: управление правовой экспертизы проектов нормативных правовых актов и управление правового обеспечения деятельности Агентства.

При этом, следует отметить, что основными задачами указанных служб Департамента являются:

  • обеспечение соблюдения законности в деятельности Агентства и его территориальных органов, обобщение практики применения законодательства государственными органами, пропаганда и разъяснение законодательства, организация правового всеобуча в Агентстве и его территориальных органах;
  • участие в разработке проектов правовых и нормативных правовых актов, договоров, процессуальных документов, а также других документов юридического характера, разрабатываемых Агентством и его территориальными органами, координация на постоянной основе в Агентстве ведения мониторинга нормативных правовых актов;
  • организация систематизированного учета и хранения поступающих в Агентство нормативных правовых актов;
  • участие в работе Межведомственной комиссии по вопросам законопроектной деятельности, участие в сопровождении законопроектов
    в Парламенте, проектов указов Президента, постановлений Правительства, разработчиком которых является Агентство в Канцелярии Премьер-Министра и Министерстве юстиции;
  • анализ на постоянной основе нормотворческой деятельности Агентства, замечаний Министерства юстиции по результатам юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов;
  • обеспечение соответствия договоров требованиям законодательства, применения экономических мер воздействия при неисполнении и ненадлежащем исполнении обязательств по договорам;
  • организация представительства в установленном порядке интересов Агентства и его территориальных органов в суде, а также в других организациях при рассмотрении правовых вопросов деятельности Агентства и его территориальных органов, анализ состояния исковой работы, судебной практики по спорам с участием Агентства с целью выявления основных причин и условий, повлекших соответствующее судебное разбирательство, обеспечение принятия мер по исполнению вступивших в законную силу судебных актов.
  • подготовка в случаях, предусмотренных законодательными актами, разъяснения от имени Агентства по правовым вопросам, относящимся
    к компетенции Агентства.

За прошедшее время Департаментом проведена объемная работа
в указанных сферах.

В настоящей статье будут раскрыты результаты работы по линии нормотворческой деятельности.

В Казахстане предпринимаются последовательные шаги по формированию действенных антикоррупционных механизмов. Приняты законы, создавшие правовые основы противодействия коррупции. 

Между тем, работа по дальнейшему совершенствованию противодействия коррупции продолжается и стоит более подробно остановиться на тех новшествах, которые внесены в действующее антикоррупционное законодательство.

Как известно, 26 ноября 2019 года Главой государства подписан Закон
«О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам государственной службы и противодействия коррупции».

Закон включает в себя блок поправок, направленных на усиление мер по противодействию коррупции.

В конце 2018 года Елбасы в своем Послании обозначил перед государственным аппаратом ряд новых задач.

Некоторые из них уже нашли отражение в принятом законе.

С уверенностью можно заявить, что с принятием данного Закона
в Казахстане наступает новый этап противодействия коррупции, поскольку впервые в истории независимого Казахстана на законодательном уровне закреплена ответственность руководителей за своих подчиненных.

Отныне политические государственные служащие, а это министры и их заместители, акимы и заместители акимов областей, городов Нур-Султан, Алматы, Шымкент, акимы городов областного значения (районов) обязаны подавать в отставку в случае совершения их непосредственными подчиненными коррупционного преступления.

Эта норма включена в Закон «О государственной службе Республики Казахстан» по прямому поручению Президента страны, данному на совещании по вопросам противодействия коррупции от 20 мая 2019 года.

Механизм действия данной нормы заключается в следующем.

Согласно новой редакции Закона, руководитель обязан подать в отставку в течение 10 календарных дней после вступления в силу обвинительного приговора суда либо прекращения уголовного дела по нереабилитирующим основаниям в отношении его непосредственного подчиненного.

Кто понимается под непосредственным подчиненным:

для руководителя центрального государственного органа (министра) –
это его заместители, ответственный секретарь либо руководитель аппарата, руководители областных подразделений;

для акима области, города республиканского значения, столицы непосредственными подчиненными являются его заместители, руководитель аппарата, аким района (города областного значения);

заместитель руководителя центрального государственного органа
(вице-министр) подает в отставку в случае совершения коррупционного преступления руководителем курируемого им ведомства или самостоятельного структурного подразделения;

заместитель акима области несет ответственность за руководителей курируемых им исполнительных органов, финансируемых из местного бюджета;

аким города областного значения (района) ответственен за своих заместителей, руководителя аппарата, руководителей непосредственно курируемых районных исполнительных органов, акимов сел, поселков, сельских округов.

Согласно Закону «О государственной службе» заявление об отставке подается должностному лицу, назначившему государственного служащего на должность.

Принять или не принять отставку – это прерогатива лица, назначившего политического служащего на должность.

В отношении всех других первых руководителей государственных органов, являющихся административными государственными служащими,
а также госслужащих, занимающих должности руководителей самостоятельных структурных подразделений центральных и местных государственных органов, законом вводится дисциплинарная ответственность в случае совершения их непосредственными подчиненными коррупционного преступления.

Наряду с этим, подписанным Главой государства законом вводится обязанность руководителей по предупреждению совершения коррупционных правонарушений подчиненными сотрудниками.

Невыполнение или ненадлежащее выполнение этой обязанности влечет дисциплинарную ответственность руководителя.

Как было вышеуказано в случае выявления факта совершения коррупционного преступления среди непосредственных подчиненных руководителям грозит отставка либо дисциплинарная ответственность.

Помимо этого введена ответственность руководителя за систематическое пренебрежение своей обязанностью по профилактике коррупции
в коллективе, что приводит к неблагоприятной с точки зрения коррупции обстановке в возглавляемом им госоргане или подразделении.

То есть даже если непосредственные подчиненные не совершали коорупционных преступлений, но, к примеру, анализ показывает, что в данном госоргане или в каком-то конкретном областном подразделении резко возрос уровень коррупции, будет рассматриваться вопрос дисциплинарной ответственности соответствующего руководителя.

И третья важная новелла – восстановление научной антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов.

Этот механизм дает возможность уже на стадии разработки законодательных и подзаконных актов выявлять и устранять нормы, потенциально несущие в себе коррупционные риски.

В Законе «О правовых актах» закреплена компетенция Правительствапо утверждению Правил проведения научной антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов.

В этой связи, Агентством ведется разработка соответствующего проекта постановления Правительства, который находится на стадии согласования
с центральными государственными и местными исполнительными органами.

Глава государства в своем послании народу от 2 сентября 2019 года поставил задачу проводить антикоррупционную экспертизу с участием общественности.

При разработке механизма мы предусмотрели соответствующие нормы. Все заключения экспертов будут в открытом доступе. Полагаем, что проведение антикоррупционной экспертизы в новом формате позволит принимать более качественные законы, постановления Правительства, приказы министров и другие акты.

Остальные поправки касаются в основном включения в Трудовой кодекс отсылочной нормы в части регулирования труда лиц, на которых распространяется Закон «О противодействии коррупции», с особенностями, предусмотренными данным Законом, уточнение компетенции уполномоченного органа по противодействию коррупции на уровне Закона, также предусмотрены поправки, направленные на приведение в соответствие законов о госслужбе и о противодействии коррупции, редакционного и уточняющего характера, связанные с внесением вышеуказанных поправок.

Наряду с этим, отмечаю, что постановлением Правительства от 23 декабря 2019 года № 958 внесен в Мажилис Парламента проект Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам противодействия коррупции», разработанный Агентством в соответствии с Планом законопроектных работ Правительства на 2019 год.

Законопроект направлен на введение дополнительных мер по системному предупреждению коррупционных проявлений.

Так, в частности в особенной части Гражданского кодекса устанавливается запрет на дарение подарков любой стоимостью госслужащим и иным лицам, принимающим на себя антикоррупционные ограничения (депутатам Парламента и маслихата, судьям, лицам, приравненным к лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций) за действия (бездействие) в пользу дарителя.

Согласно действующей редакции статьи 509 Гражданского кодекса допускается возможность дарения государственным служащим подарков стоимостью до 10 МРП. В связи с чем, Конституционный Совет в своем послании от 5 июня 2018 года прямо указал на необходимость приведения данной статьи в соответствие с действующим законодательством.

Также, в Законе «О противодействии коррупции» вводится запрет на принятие материального вознаграждения, подарков или услуг членами семей лиц, принимающих на себя антикоррупционные ограничения.

Помимо этого, сегодня одной из сфер особого контроля со стороны государства остается сфера государственных закупок, как инструмент распределения бюджетных средств. Агентству ранее поручалось проработать вопрос отнесения лиц, занимающихся закупками в квазигоссекторе, к субъектам коррупции.

Соответствующие поправки по включению работников квазигоссектора, участвующих в организации и проведении закупок, в отборе и реализации проектов, финансируемых из государственного бюджета и Национального фонда, при этом занимающих должность не ниже руководителя самостоятельного структурного подразделения, в перечень лиц, приравненных к лицам, уполномоченным на выполнение госфункций, предусмотрены законопроектом.

В целях реализации предложений, озвученных на совещании по вопросам противодействия коррупции от 20 мая 2019 года с участием Главы государства, и получивших консолидированное одобрение, вводится институт антикоррупционных комплаенс-служб, ответственных за соблюдение корпоративных стандартов добропорядочности в организациях квазигосударственного сектора.

Второй блок поправок направлен на устранение пробелов и коллизий,
а третий блок связан с преобразованием Национального бюро по противодействию коррупции в Агентство Республики Казахстан по противодействию коррупции, с передачей функции по предупреждению коррупции реорганизованного Агентства по делам государственной службы и противодействию коррупции антикоррупционной службе.

Законопроект в установленном порядке согласован с Администрацией Президента, со всеми центральными и местными исполнительными госорганами и НПП «Атамекен».

Пользуясь случаем, хотела бы призвать неравнодушных граждан, неправительственные организации активно участвовать в противодействии коррупции.

 

 Базарбаева А.А. 

Директор Административно-правового

департамента Агентства                                                

 

 

Оцените новость

  • Ваша оценка
Итоги:
Проголосовало людей: 0

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Поля обязательны для заполненеия - *

  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив