Расширение полномочий прокуратуры при осуществлении  надзора за законностью исполнительного производства  (в связи с оптимизацией судебной нагрузки)

Расширение полномочий прокуратуры при осуществлении надзора за законностью исполнительного производства (в связи с оптимизацией судебной нагрузки)

Законом «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам усиления защиты права собственности, арбитража, оптимизации судебной нагрузки и дальнейшей гуманизации уголовного законодательства» №217-VI ЗРК от 21 января 2019 года внесены поправки в 42 законодательных акта, в том числе 11 кодексов.

Данная статья будет охватывать ту часть изменений, которая касается органов прокуратуры.

  При перераспределении полномочий вопрос о передаче прокурорам некоторых функций по санкционированию постановлений судебных исполнителей возник не случайно.

    Для начала важно отметить, что в соответствии с п.3 статьи 5 Закона «О прокуратуре», прокуратура осуществляет высший надзор за законностью исполнительного производства.     

   Согласно статье 25 Закона «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей» (далее – Закон), прокуратура от имени государства осуществляет надзор за законностью исполнительного производства, принимает меры по выявлению и устранению любых нарушений законности.

      Таким образом, санкционирование постановлений судебных исполнителей имеет прочную правовую основу и служит целям:

- прокурорского надзора за законностью исполнительного производства (от возбуждения исполнительного производства до принятия решений о его прекращении либо возврате исполнительного документа);

- защиты прав и законных интересов сторон исполнительного производства (как взыскателя, так и должника), которые затрагиваются действиями судебного исполнителя;

- защиты имущественных (экономических) интересов государства, как стороны исполнительного производства, поскольку любые взыскания в пользу государства (штрафы, госпошлины, налоги и т.д.) являются источниками пополнения государственного бюджета в соответствии со статьями 49-52 Бюджетного кодекса.

    Упомянутым Законом (о внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты), статья 14 Закона «О прокуратуре» дополнена подпунктом 1-1, согласно которому, прокурор в установленных законом случаях санкционирует постановления судебных исполнителей.

   О каких конкретно постановлениях идет речь? Ответ на этот вопрос содержится в новой редакции статьи 32 Закона «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей» (п.6), согласно которой, прокурором осуществляется санкционирование следующих мер по обеспечению исполнения исполнительных документов:

  • наложение ареста на деньги и имущество должника, находящиеся в банках, организациях, осуществляющих отдельные виды банковских операций, а также в страховых организациях (п.п.1-1 п.2 ст.32 Закона);
  • изъятие недвижимого имущества должника, находящегося у него либо у иных физических или юридических лиц (п.п.2-1 п.2 ст.32 Закона);
  • изъятие правоустанавливающих документов (п.п.6 п.2 ст.32 Закона).

Необходимые изменения (дополнения) внесены и в ст.50 Закона «О банках и банковской деятельности» (Банковская тайна). Согласно п.6 этой статьи, справки о наличии и номерах банковских счетов юридического лица и (или) его структурного подразделения, а также текущих счетов физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, частного нотариуса, частного судебного исполнителя, адвоката, профессионального медиатора об остатках и движении денег на этих счетах выдаются:

- государственным судебным исполнителям: по находящимся в их производстве делам исполнительного производства на основании постановления государственного судебного исполнителя, заверенного печатью органа юстиции и санкционированного прокурором, только в части сведений о наличии и номерах банковских счетов юридического лица и (или) его структурного подразделения, о наличии денег на этих счетах в пределах взыскиваемой суммы (п.п.д-1);

- частным судебным исполнителям: по находящимся в их производстве делам исполнительного производства на основании постановления частного судебного исполнителя, заверенного личной печатью и санкционированного прокурором, либо его копии, заверенной личной печатью, только в части сведений о наличии и номерах банковских счетов юридического лица и (или) его структурного подразделения, о наличии денег на этих счетах в пределах взыскиваемой суммы" (п.п.д-2);

   Аналогичные требования предусмотрены и при выдаче справок о наличии и номерах банковских счетов физического лица, об остатках и движении денег на этих счетах, а также имеющиеся сведения о характере и стоимости его имущества, находящегося на хранении в сейфовых ящиках, шкафах и помещениях банка.

   Изменения коснулись и порядка наложения ареста и обращения взыскания на деньги и имущество, находящиеся в банках (ст.51 Закона «О банках и банковской деятельности»). 

На деньги и другое имущество физического или юридического лица, находящиеся на банковских счетах, арест может быть наложен судами на основании судебных актов и судебными исполнителями на основании постановлений судебных исполнителей, санкционированных прокурором.

   Применительно к полномочиям прокуратуры, важно отметить, что обеспечение исполнения исполнительных документов – это обязанность судебного исполнителя в силу п.1 ст.32 Закона.

Так, согласно новой редакции п.1 ст.62 Закона, судебный исполнитель в целях обеспечения исполнения исполнительного документа обязан наложить арест на имущество должника, в том числе в случаях, предусмотренных законом, с санкции прокурора.

Соответственно, прокурор при осуществлении надзора за законностью исполнительного производства, вправе по акту надзора потребовать от судебного исполнителя принятия обеспечительных мер (например – в интересах государства, получателя алиментов, заработной платы и т.д.), подлежащих санкционированию.

В свою очередь, судебный исполнитель обращается за санкцией к прокурору. В перспективе, это улучшит и оптимизирует взаимодействие прокуратуры с судебными исполнителями, а значит, позитивно скажется на качестве исполнительного производства в целом.

Соответствующие поправки внесены в статьи 740 Гражданского кодекса (ограничения распоряжения деньгами, находящимися в банке) и ст.252 Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан (санкционирование постановления судебного исполнителя).

Важно отметить, что претерпел изменения и срок рассмотрения постановления судебного исполнителя судами и прокурорами – если в прежней редакции ст.252 ГПК оно подлежало рассмотрению в день поступления материалов в суд, то новой редакцией этот срок увеличен до 3 рабочих дней с момента поступления материалов для санкционирования (в суд или прокуратуру).

      Для прокуроров данное новшество представляется обоснованным по следующим причинам:

- Во-первых, речь идет об ограничительных мерах, принятие которых должно быть законным и обоснованным, а также соответствовать материалам каждого отдельно взятого исполнительного производства (по субъекту и размеру (пределам) взыскания);

- Во-вторых, процесс санкционирования постановления судебного исполнителя прокурором имеет свои особенности, поскольку санкция дается только руководителем органа прокуратуры (в отличие от суда, где эта обязанность может быть возложена на дежурного судью). В крупных регионах необходимость дачи санкции по принципу «день в день» попросту парализовала бы работу прокуроров и их сотрудников, отвечающих за законность исполнительного производства.

Механизм дачи санкции изменений не претерпел – абзацы второй и третий части 4 ст.252 ГПК предусматривают: Дача санкции осуществляется путем проставления на постановлении судебного исполнителя штампа суда, прокурора «Санкционирую», заверяемого подписью судьи либо прокурора. В случае отказа в даче санкции судья выносит определение, а прокурор – постановление об отказе в даче санкции на проведение исполнительных действий.

     Дача санкции на постановление судебного исполнителя, представленное в форме электронного документа, осуществляется судом или прокурором путем удостоверения электронной цифровой подписью судьи либо прокурора. В случае отказа в даче санкции судья выносит мотивированное определение об отказе в даче санкции, а прокурор – постановление в форме электронного документа.

     Таким образом, порядок санкционирования и отказа в даче санкции у суда и прокуратуры, в целом, схож. В то же время, порядок обжалования отказа в даче санкции (судом и прокурором) имеет существенные отличия: 

Согласно действующей редакции части 5 ст.252 ГПК, на определение суда об отказе в даче санкции на постановление о проведении исполнительных действий может быть подана частная жалоба, принесено ходатайство прокурором в суд апелляционной инстанции, решение которого является окончательным.

В свою очередь, Законом от 21.01.2019 г. часть 5 ст.252 ГПК дополнена абзацем следующего содержания: «Постановление прокурора может быть обжаловано вышестоящему прокурору либо в суд в порядке, установленном законом».

Если с правом обжалования решений и действий прокурора вышестоящему прокурору, в целом, все ясно, то в практике судебного обжалования (отказа прокурором в санкционировании) возникнут определенные трудности.

Так, производство по делам об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, местного самоуправления общественных объединений, организаций, должностных лиц и государственных служащих предусмотрено Главой 29 ГПК (в порядке особого искового производства).

      В соответствии со ст.292 ГПК заявление в суд в порядке главы 29 ГПК вправе подать гражданин или юридическое лицо, к которым ни частный, ни государственный судебный исполнитель, не относятся. Таким правом будет обладать взыскатель, в интересах которого вынесено постановление, в санкционировании которого отказано.

    С другой стороны, остается вопрос об обжаловании отказа в санкционировании постановления судебного исполнителя по исполнительному производству, основанному на приговоре (постановлении) суда по уголовному делу (такие действия обжалованию в порядке главы 29 ГПК не подлежат в силу п.п.6 п.2 ст.293 ГПК).

      Представляется, что с течением времени это вопрос несколько прояснится.

Для недопущения нарушений законности при санкционировании постановлений судебных исполнителей прокурор обязан неукоснительно придерживаться перечисленных требований законодательства. Ожидается внесение изменений (дополнений) в отраслевую Инструкцию в части организации надзора за законностью исполнительного производства.

    Тем не менее, представляется очевидным перечень вопросов, на которые необходимо найти ответ при изучении материалов, представленных прокурору на санкционирование:

  1. Законность возбуждения исполнительного производства (своевременность предъявления исполнительного документа к исполнению, его соответствие ст.9 Закона);
  2. Соответствие постановления судебного исполнителя требованиям ст.10 Закона (наличие подписи и необходимых сведений).

Важно отметить, что судебный исполнитель вправе по своей инициативе или по заявлению лиц, участвующих в исполнительном производстве, исправить допущенные им в постановлении описки или явные арифметические ошибки. Указанные исправления вносятся постановлением о внесении изменений в ранее вынесенное постановление (п.3 ст.10). В то же время, эти действия должны быть выполнены в течение 3-х рабочих дней, в течение которых прокурор рассматривает материал о санкционировании. В противном случае, если описки и ошибки служат непреодолимым препятствием, в санкционировании может быть отказано. 

  1. Соразмерность мер обеспечения требованиям исполнительного документа.

В соответствии с п.п.4, 5 статьи 3 Закона, исполнительное производство осуществляется на принципах неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника и членов его семьи; соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.

Согласно п.5 стати 55 Закона, взыскание на имущество должника обращается в том размере и объеме, который необходим для исполнения исполнительного документа с учетом расходов по исполнению и расходов по оплате деятельности частного судебного исполнителя.

Таким образом, необходимо учитывать эти императивные требования и не допускать санкционирования ареста имущества и (или) денежных средств, стоимость которых превышает суммы, подлежащие взысканию. Тем более, если должником является действующее предприятие (субъект предпринимательства).

  1. Недопустимость наложение ареста и обращения взыскания на денежные средства и имущество, перечисленные в п.2 статьи 58 и в ст.61 Закона.

По исполнительным производствам о взыскании в доход государства, о взыскании алиментов, заработной платы и других социальных платежей, задача прокурора после дачи санкции состоит в осуществлении надзора за своевременным исполнением исполнительного документа.

В этом состоит специфика прокурорского надзора, который по отношению к исполнительному производству носит всеобъемлющий характер.

В целом, для большинства прокуроров санкционирование постановлений судебных исполнителей не станет новшеством, поскольку ранее такие полномочия ими уже осуществлялись. В этом контексте, главной задачей прокуратуры остается обеспечение законности, защита прав граждан, юридических лиц, охраняемых Законом интересов общества и государства.

 

Е.А.Тайкешов

Прокурор Житикаринского района Костанайской области

Оцените новость

  • Ваша оценка
Итоги:
Проголосовало людей: 1

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Поля обязательны для заполненеия - *

  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив