Особенности санкционирования  негласных следственных действий

Особенности санкционирования негласных следственных действий

Уголовно-процессуальный кодекс Республики Казахстан новой редакции, вступивший в силу с первого января 2015 года, обозначил новые тенденции и подходы к уголовному производству и отдельным стадиям уголовного процесса, что позволило решить насущные вопросы уголовно-процессуального законодательства, сделать правоприменительную практику более эффективной, и главное – обеспечить доступность и прозрачность правосудия для достижения надлежащей защиты конституционных прав и свобод граждан.

 Модернизация уголовного правосудия коснулась, в первую очередь,  углубления сферы судебного контроля в части санкционирования процессуальных действий правоограничительного характера. Существенной коррекции подвергнут такой институт судебного контроля, как негласные следственные действия, функции которых определены как действия, проводимые в ходе досудебного производства без информирования вовлеченных в уголовный процесс лиц, интересов которых оно касается в порядке и случаях, предусмотренных Кодексом, и в тех случаях, когда сведения о преступлении и совершившем его лице получить другим способом невозможно.  

Как известно, виды, условия и основания проведения негласных следственных действий регламентированы в ст.ст.231-251, входящих в главу 30 УПК, согласно положениям которой перечень осуществляемых негласных следственных действий доведен до десяти:

* негласные аудио- и (или) видеоконтроль лица или места;

*негласные контроль, перехват и снятие информации, передающейся по сетям электрической (телекоммуникационной) связи;

*негласное получение информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами;

*негласное снятие информации с компьютеров, серверов и других устройств, предназначенных для сбора, обработки, накопления и хранения информации;

*негласный контроль почтовых и иных отправлений;

*негласные проникновение и (или) обследование места;

*негласное наблюдение за лицом или местом;

*негласная контролируемая поставка;

*негласный контрольный закуп;    

*негласные внедрение и (или) имитация преступной деятельности.

Проведение негласных следственных действий допустимо лишь при наличии одного из следующих оснований: по делам о преступлениях, санкция за совершение которых предусматривает наказание в виде лишения свободы от одного года и выше; по преступлениям, подготавливаемым и совершаемым преступной группой.

Обозначены функции прокурора на дачу санкций на проведение негласных следственных действий только по зарегистрированным в установленном порядке сообщениям и заявлениям о преступлениях.

Закон допускает проведение первых шести видов негласных следственных действий, перечисленных в ст.231 УПК, но в случае возникновения не терпящих отлагательства обстоятельств, и при условии последующего в течении 24 часов уведомления прокурора на получение санкции. Прокурор после изучения материалов, вправе либо санкционировать эти действия, или же вынести постановление о прекращении негласных следственных действий, указав на недопустимость полученных в качестве доказательств результатов.

УПК регламентировал в качестве определяющего условия проведения негласных следственных действий письменное поручение органа досудебного расследования уполномоченному подразделению правоохранительных и специальных государственных органов, с указанием установленных в ходе досудебного расследования и подлежащих  выяснению (основания их проведения) обстоятельств.

Поручение касается  проведения одного либо ряда негласных следственных действий и может быть дополнено материалами, позволяющими обеспечить эффективное проведение негласных следственных действий. Указываются также вопросы, которые предстоит установить, и то, какие конкретно негласные следственные действия и к какому сроку требуется выполнить. При завершении негласных следственных действий материалы в режиме конфиденциальности передаются органу досудебного расследования.

На состоявшейся 20 апреля 2018 года в г.Алматы встрече за круглым столом на тему: «Правоприменительная практика по вопросам судебного контроля и приказного производства» с участием судей Верховного Суда, районных и приравненных к ним судов, прокуроров, адвокатов было предложено исключить положение о том, что не позднее двух суток со дня окончания негласных следственных действий их результаты доводятся до прокурора, давшего санкцию на их проведение, ввиду того, что прокурор не является участником данного судебного процесса.

Тогда же было признано целесообразным разъяснить следственным судьям, что в случае поступления материала о продлении негласных следственных действий на 3 месяц, суд выносит постановление об отказе, так как орган досудебного расследования имеет право вновь обратиться с новым ходатайством о проведении НСД.

По вопросу проведения следственных действий в период прерывания    производства по делу было предложено дать в нормативном постановлении Верховного Суда Республики Казахстан «О некоторых вопросах оценки доказательств по уголовным делам» разъяснение, что фактические данные, полученные в период прерывания производства по делу негласных следственных действий и другие следственные действия (например, отдельное поручение) признаются допустимыми доказательствами. А также разъяснить ст. 240 УПК, то есть о праве какого лица, в отношении которого проводились негласные следственные действия, в том числе о праве ходатайствовать об ознакомлении с не приобщенными к расследованию сведениями в пределах, исключающих разглашение государственных секретов и иной охраняемой законом тайны.

Участники встречи отметили также, что к лицам, которые вправе знакомиться с негласными следственными действиями относятся только те, в отношении которых принято окончательное решение (постановление о прекращении уголовного дела и приговор суда), а также было рекомендовано разъяснить вопрос о признании незаконных следственных действий незаконными подлежит передаче на рассмотрение следственных судей, для чего необходимо внести изменения в ст.55 УПК, вопрос же о возмещении ущерба (например, моральный вред) – судам гражданской юрисдикции. 

Все эти вопросы, рекомендации были выработаны в ходе трехлетнего судебного опыта следственных судей, который показал ряд моментов, которые надо было пересмотреть, уточнить, конкретизировать.

Работа по отработке правоприменительной практики будет продолжена на базе созданных Указом Главы государства от 16 января 2018 года специализированных следственных судов, в компетенцию которых входят функции контроля работы органов досудебного расследования.

Создание самостоятельного специализированного института служит обеспечению процессуальной независимости следственных судей, на которые возложена огромная ответственность - охрана и защита конституционных прав граждан нашей страны, законность на досудебном этапе действий правоограничительного характера, негласных следственных действий в виде незаконного вторжения в личную жизнь, прослушивания, оперативного проникновения в жилые помещения и др.

Благодаря разъяснительной работе граждане узнали о своем процессуальном праве на обжалование действий прокурора, следствия или дознания, на обращение в суд с заявлением о признании проведения подобных действий незаконными и возмещении причиненного ущерба, если таковой имеется.

Безусловно, все эти шаги приводят к повышению доверия граждан к судам, укреплению авторитета судебной власти, устранению перекосов законодательства, когда наделение большими правами стороны обвинения создавало преграды объективному рассмотрению дела, приводило к грубым нарушениям принципа состязательности, обвинительному уклону, одностороннему подходу к сбору и оценке доказательств.

Институт следственных судей за три с лишним года с момента внедрения показал свою эффективность в защите лиц, вовлеченных в орбиту уголовного преследования. На следственного судью было возложено санкционирование  следственных действий, принятие решения о содержании под стражей, домашнем аресте, временном отстранении от должности, запрете на приближение, экстрадиционном аресте и т.д.  В его полномочия входят продление сроков содержания под стражей, домашнего ареста, экстрадиционного ареста, а также применение залога, наложения ареста на имущество, объявление в международный розыск подозреваемого, рассмотрение жалоб на бездействие дознавателя, следователя или прокурора и др.

Создание на опыте следственных судей специализированных судов наполнило процесс уголовного судопроизводства новым смыслом и содержанием, ужесточив судебный контроль на досудебной стадии, обеспечив баланс между обвинением и защитой, благодаря передаче следственным судам полномочий по санкционированию всех следственных действий, которые ограничивают конституционные права человека и гражданина.

Законность и обоснованность действий органов уголовного преследования им отслеживается с момента принятия решения об аресте. И в целях правильного применения действующего законодательства при рассмотрении судами санкционирования негласных следственных действий процессуальные основы правоохранительной деятельности будут и далее совершенствоваться.

 

 

Т.Сырлыбаев

Судья специализированного межрайонного следственного суда г. Астана

Оцените новость

  • Ваша оценка
Итоги:
Проголосовало людей: 2

2 комментария

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Поля обязательны для заполненеия - *

  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
×