«Коррупция – социальное зло, угроза развитию государства».

«Коррупция – социальное зло, угроза развитию государства».

Проблемы борьбы с коррупцией в любом обществе всегда были актуальными. 

Прямые потери от коррупции ведут к уменьшению доходов государственного бюджета, нерациональное расходование бюджетных средств, усугубляет бюджетный кризис. 

Так, ранее был принят Закон Республики Казахстан «О борьбе с коррупцией» 2 июля 1998 года.

Принятие указанного закона дало на начальном этапе положительный импульс борьбе с коррупционными правонарушениями. Но правоприменительная практика последних лет показала необходимость принятия ряда новых законов.

В последние годы, принимая во внимание сложность коррупционных преступлений и учитывая их специфику, реально осознавая в обществе угрозу, было объявлено о дальнейшем курсе на борьбу с коррупцией.

Главой государства были подписаны Указы «О мерах по усилению борьбы с коррупцией, укреплению дисциплины и порядка в деятельности государственных органов и должностных лиц» от 14 апреля 2005 года,  «Об антикоррупционной стратегии Республики Казахстан  на 2015 -2025 годы» от 26 декабря 2014 года, Правительством  утверждены «Правила поощрения лиц, сообщивших о факте коррупционного правонарушения или иным образом оказывающих содействие в борьбе с коррупцией».

 Развернувшаяся, после принятия первого закона, антикоррупционная деятельность в определенной степени сократила проявления коррупции на  всех уровнях. Однако необходимо было активизировать дальнейшую законодательную деятельность по организации противодействия коррупции. 

В числе 100 конкретных шагов для реализации пяти  институциональных реформ, озвученных Президентом, было поручено усилить борьбу с коррупцией, в том числе с разработкой нового законодательства.

В этих целях в ноябре 2015 года принят Закон РК «О противодействии коррупции».  

Понятие коррупции в нем осталось неизменным  -  как принятие лично или через посредников имущественных благ и преимуществ лицами, выполняющими государственные функции, а также лицами, приравнёнными к ним, с использованием своих служебных полномочий и связанных с ними возможностей, а равно подкуп данных лиц путём противоправного предоставления им физическими и юридическими лицами указанных благ и преимуществ.

Однако в новом законе он было расширено, как «иное использование лицами, выполняющими государственные функции, а также лицами, приравненными к ним иного использование ими своих должностных полномочий для получения имущественной выгоды».

Не секрет, что коррупция в той или иной мере степени существует и в системе Вооруженных сил. Это и неуставные взаимоотношения, взяточничество, хищения, использование выделенных денежных средств не по назначению и т.п.

 Согласно Закона Республики Казахстан, воинская служба – особый вид государственной службы военнослужащих Вооруженных Сил, направленной на непосредственное обеспечение военной безопасности, связанной с вооруженной защитой суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности границ Республики Казахстан.

 Устав Вооруженных Сил гласит, что командир воинской части несет личную ответственность перед государством за боевую и мобилизационную готовность подчиненной ему воинской части и обязан  предотвращать утраты, недостачи, порчи и хищения военного имущества, привлекать виновных лиц к ответственности, экономно и целесообразно расходовать материальные и денежные средства, соблюдать финансовую дисциплину, а также принимать другие меры по обеспечению сохранности имущества части.

Однако имеет место, что лица, непосредственно призванные обеспечивать боеготовность страны, сами становятся на путь совершения коррупционных правонарушений.

Специализированным межрайонным военным судом по уголовным делам были рассмотрены ряд уголовных дел, связанные с коррупцией,  то есть по получению взяток и хищений в особо крупных размерах с использованием служебного положения, совершенных военнослужащими.  

   Одним из примеров совершения должностных преступлений в армейской среде служит рассмотренное судом недавно уголовное дело по обвинению военнослужащих воинской части «Н», дислоцированной на территории Жамбылской области.

 В ходе суда было установлено, что данная воинская часть обладала статусом юридического лица, с самостоятельным финансированием из республиканского бюджета. Ежегодно из бюджета на ее нужды выделялись значительные денежные суммы.

В указанной организации продолжительное время в должности начальника отделения кадров и строевого проходил службу капитан П., имеющий как юридическое, так  и экономическое образования.

 В период прохождения службы у П. возник  умысел, на хищение выделенных для нужд части денежных средств и им была разработана схема хищения бюджетных средств. 

Для реализации своих намерений, ему необходимы были так называемые «помощники»,  которые бы имели доступ к  финансовым документам и кассе воинской части. Таким образом, он привлек к совершению задуманных им преступлений начальника финансовой службы части капитана М. и ее помощника сержанта Б. Данные лица обладали правом подписи на финансовых документах. Для того, чтобы финансовые документы беспрепятственно могли проходить в органах казначейства, необходимы были подписи первых руководителей на этих документах, для чего П. привлек к совершаемым хищениям и командиров воинской части, в разные время проходивших службу в данном подразделении.

Таким образом, П. была создана организованная группа, которая на протяжении семи лет совершала хищения бюджетных средств в особо крупном размере. Все участники преступной группы выполняли каждый свою роль, отведенную им П. в созданной схеме хищения. Способ хищения был один - путем перечисления излишних денежных сумм со счета воинской части на карточные счета определённой группы военнослужащих, под видом заработной платы, пособий на оздоровление и отпускных. 

 Впоследующем данные денежные суммы собирались участниками группы с военнослужащих и других лиц, под предлогом возникших технических ошибок при начислении денежных средств и присваивались ими.

 Итого, в период с 2008 года по 2014 год данной организованной группой  было похищено бюджетных средств на сумму   533 084 693 тенге,    и произведено необоснованных выплат в виде пенсионных отчислений на сумму 53 950 949 тенге. 

 Все участники преступной группы судом были приговорены к длительным срокам лишения свободы, также с них был взыскан причиненный государству ущерб.

Так, следует отметить, что на протяжении периода существования преступной группы и совершения ею хищений в воинской части, областной инспекцией финансового контроля неоднократно проводились проверки по линии целевого расходования выделенных бюджетных сумм. Указанные проверки выявляли лишь незначительные нарушения финансовой дисциплины в работе соответствующих служб, которые на момент производства проверки устранялись. Тогда как, совершаемые хищения можно было обнаружить путем простого сличения ведомостей начисления и перечисления денежных сумм на карточные счета военнослужащих.

Судом на указанные обстоятельства в адрес компетентных органов были вынесены частные постановления для принятия соответствующих мер. Было отмечено, что при прямом попустительстве органов, контролирующих за расходованием бюджета, данная преступная группа имела место существовать  на протяжении длительного времени и совершать преступления. 

Воинские должностные преступления, особенно те, что носят коррупционный характер, представляют значительную опасность. Они наносят серьёзный ущерб правопорядку в армии, могут ослабить дисциплину, нарушить нормальную деятельность аппарата военного управления, причинить существенный материальный ущерб государству. Совершение преступлений должностными лицами, которые в силу своего служебного долга обязаны обеспечивать законность в войсках, служить для подчиненных примером безупречного выполнения требований воинской присяги, воинских уставов и приказов, подрывает уважение к закону, создает предпосылки для правонарушений со стороны подчиненных.

В этой связи полагаем необходимым, усилить санкции за совершение воинских должностных правонарушений, особенно составляющих коррупционный характер посягающие на интересы укрепления безопасности страны, а также деятельность органов военного управления на установленный порядок осуществления воинскими начальниками и должностными лицами служебных функций.

Одним из основных принципов искоренения коррупции является необходимость усилий  всех государственных органов, призванных вести данную работу. Они должны быть направлены на резкое снижение коррупции, оздоровление моральных устоев общества. 

Особая роль в этой работе также отводится средствам массовой информации, которые  должны объективно освещать ход реализации государственной политики в борьбе с коррупцией, активно пропагандировать и разъяснять законодательство о борьбе с коррупцией.
Полагаем, что обеспечение постоянного информирования населения о ходе борьбы с коррупцией в стране, пропаганда антикоррупционной политики государства, внедрение специальных образовательных программ должны способствовать формированию нетерпимого отношения общества к проявлению коррупции, росту доверия к институтам власти.

 

 

Каиров А.М.

                  Судья Специализированного межрайонного военного суда по уголовным делам. г. Астана                                                    

Оцените новость

  • Ваша оценка
Итоги:
Проголосовало людей: 0

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Поля обязательны для заполненеия - *

  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
×