Актуальные вопросы бытого насилия.

Актуальные вопросы бытого насилия.

В Послании Президента РК «Стратегия «Казахстан-2050» одной из главных задач для казахстанского общества обозначена защита материнства и детства от насилия. Безопасность личности, в первую очередь, должна быть обеспечена в семье. В Казахстане проводится взвешенная гендерная политика, благодаря которой уже достигнуто некоторое улучшение профилактики бытового насилия в отношении женщин.

В целях оперативного пресечения бытового насилия и создания безопасных условий для потенциальных жертв, оказания им необходимой медицинской, психологической, правовой и иных видов социальной помощи, во исполнение Стратегии гендерного равенства на 2006-2016 годы разработано и принято два важных закона - «О государственных гарантиях равных прав и равных возможностей мужчин и женщин» и «О профилактике бытового насилия».

В них подробно раскрыты полномочия субъектов, осуществляющих профилактику бытового насилия, - Правительства, местных исполнительных органов, комиссий по делам женщин и семейно-демографической политике, по делам несовершеннолетних, органов внутренних дел, органов образования и здравоохранения, социальной защиты населения и других.

Также Президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым подписан Закон от 18 февраля 2014 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам противодействия бытовому насилию», направленный на предупреждение и пресечение бытового насилия и оказание содействия лицам, ставшим его жертвами.

Законом устанавливается комплекс правовых мер по противодействию фактам бытового насилия, в частности предусматриваются правовые механизмы социального содействия и помощи жертвам бытового насилия, а также ужесточается наказание за правонарушения в сфере семейно-бытовых отношений.

Наиболее существенными положениями в законе являются пересмотр усиления наказания правонарушителя, расширение перечня особых требований, устанавливаемых в отношении правонарушителя по ходатайству участника административного производства.

Правонарушителю запрещается проживать вместе с потерпевшим в одном жилом помещении при наличии у него альтернативного жилого помещения, где он бы мог проживать, следует из текста обновленного закона.

Поправками предусмотрены нормы, позволяющие потерпевшим от бытового насилия получать соответствующую помощь независимо от места проживания, а также организовывать оказание помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации вследствие жестокого обращения.

 Основная сложность в противодействии семейно-бытовым правонарушениям - нежелание потерпевшего выдавать насильника из-за страха усугубления своего положения. Для обеспечения защиты людей в подобных ситуациях государство должно оперативно пресекать бытовое насилие, создавать безопасные условия для потерпевших, оказывать им определенный комплекс услуг (информационных, правовых, психологических и так далее), применять к правонарушителю меры индивидуальной профилактики.

Как было отмечено выше, в связи с внесением изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам противодействия бытовому насилию, полицейские наделены новыми полномочиями: правом проведения с правонарушителем профилактической беседы; правом доставления его в органы внутренних дел для оформления протокола или защитного предписания; правом вынесения защитного предписания, ограничивающего поведение насильника по отношению к жертве; правом административного задержания (изоляция от жертвы) до 48 часов; правом ходатайствовать перед судом об установлении особых требований к поведению правонарушителя; правом ограничения на период следствия прав подозреваемого или обвиняемого, к которому в качестве меры пресечения избрана подписка о невыезде и надлежащем поведении. Органом, ведущим уголовный процесс, подозреваемый, обвиняемый письменно предупреждается о запрете разыскивать, преследовать, посещать потерпевшего, вести устные, телефонные переговоры и вступать с ним в контакты иными способами.

Безусловно, позитивным отличием является то, что защитное предписание в Казахстане могут выносить самостоятельно полицейские, без участия в этом процессе суда. Во многих странах Восточной Европы, Средней Азии и США подобный документ может быть издан только по решению суда. Преимущество нашего законодательства – то что органы внутренних дел могут оперативно использовать ограничения защитного предписания в отношении бытового насильника, не дожидаясь решения суда.

Вопросы административной ответственности за бытовое насилие ранее регулировались главой 9-1 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях (в старой редакции).  Данная глава называлась «Административные правонарушения, посягающие на личность и в сфере семейно-бытовых отношений» и состояла из пяти статей;

Статья 79-1. Побои

Статья 79-2. Причинение вреда здоровью в состоянии аффекта (позднее 

                     исключена)

Статья 79-3. Причинение вреда здоровью

Статья 79-4. Заражение венерической болезнью

Статья 79-5. Противоправные действия в сфере  семейно-бытовых

                      отношений

Статья 79-6. Уклонение от содержания нетрудоспособного супруга

                      (супруги)

То есть раньше все «семейные дебоширы» за свои «подвиги» ограничивались только привлечением к административной ответственности.

В новом Кодексе об административных правонарушениях, который  введен в действие с 1 января 2015 года, из указанных пяти статей осталась только одна статья - «Противоправные действия в сфере  семейно-бытовых отношений», теперь это статья 73. А все остальные составы, (в связи с введением института «уголовный проступок», такие как «Побои», «Причинение вреда здоровью», «Заражение венерической болезнью», «Уклонение от содержания нетрудоспособного супруга (супруги)» перешли в Уголовный Кодекс.

То есть, если лицо, совершившее противоправные действия в сфере семейно-бытовых отношений нанесет потерпевшему побои или иные насильственные действия, или причинит вред здоровью легкой или средней тяжести, он соответственно будет нести ответственность по нормам уголовного законодательства. 

И если раньше «бытовой насильник» в результате противоправных действий в сфере  семейно-бытовых отношений за умышленное причинение  легкого вреда здоровью своей жертве мог максимально понести наказание в виде ареста до сорока пяти суток, то  в настоящее время он будет уже привлечен за совершение уголовного проступка в виде штрафа в размере до двухсот месячных расчетных показателей либо исправительными работами в том же размере, либо привлечением к общественным работам на срок до ста восьмидесяти часов, либо арестом на срок до шестидесяти суток.

С начала 2015 года с введением нового уголовного законодательства, отдельные составы уголовного правонарушения отнесены к делам частного обвинения (всего 14 составов).

         Из них, умышленное причинение телесных повреждений легкой степени тяжести (ст.108 УК), побои (ст.109 УК), истязания (ст.110 УК), неосторожное причинение вреда здоровью (ст.114 УК), понуждение к половому сношению (ст. 123 УК), клевета (ст.130 УК), оскорбление (ст.131 УК),  нарушения неприкосновенности частной жизни (ст.147 УК), нарушение неприкосновенности жилища (ст.149 УК), воспрепятствование осуществлению избирательных прав (ст.150 УК), невыплата заработной платы (ст. 152 УК), нарушение авторских прав (ст. 198, 199 УК), разглашение врачебной тайны (ст.321 УК).

Согласно статистическим данным за 2016 год в производство судов г.Астаны поступило 3 806 жалоб по частному обвинению, из них отказано в принятии – по 3219 жалобам (84,5%), направлено по подследственности – 256 (6,7%), по подсудности – 29 (0,76%), возвращено – 20 (0,53%), остаток – 49 (1,29%).

154 жалоб (4,05%) принято к производству суда. 141 дел (3,70%) на 170 лиц рассмотрено по существу, из них с вынесением приговора – 61 в отношении 122 лиц, 68 - приостановлено, 3 – направлено по подсудности и 9 – возвращено прокурору. 

Как видно из приведенных данных, из огромного количества поступающих в суд материалов по делам частного обвинения только небольшое количество дел (4,05%) принимается к производству суда и совсем мизерное количество лиц привлекается к реальной ответственности, так как в большинстве своем они прекращаются уже в суде за примирением сторон.

Разумеется в большинстве случаев жертвами правонарушения в сфере семейно-бытовых отношений являются женщины, то есть жены или гражданские супруги правонарушителей.

Изучение статистических данных показало, что большинство дел по указанной категории прекращались за примирением потерпевшего с лицом, совершившим уголовное правонарушение. Существует множество причин, по которым жертва может отозвать свое заявление о случившемся факте бытового насилия из правоохранительных органов и суда. Например, жертвы насилия могут подвергаться запугиванию и отказаться давать показания в суде, проходить судебно-медицинскую и иные экспертизы, могут прислушаться к мнению других членов семьи и согласиться на примирение с обидчиком или предпочесть вести дело в гражданском суде. В силу низкой самооценки многие бояться морального осуждения и традиционных стереотипов присущих женщинам. Также немаловажную роль играет и то обстоятельство что многие женщины экономически зависимы от своих мужей, не имеют работы и своих источников дохода.

Ну и конечно безусловно, как бы то ни было, женщина все равно стремится сохранить семью, а также по мотиву «ради детей» всегда прощают своего мужа - обидчика.

Даже если как было отмечено выше, суд прекращает производство в связи с примирением, на мой взгляд суд должен разъяснять потерпевшим их право на компенсацию морального (неимущественного) вреда, причиненного физическому лицу, как одного из действенных способов восстановления нарушенного право на спокойную мирную семейную жизнь. То есть жертва бытового насилия должна понять, что даже после прекращения производства и после того как правонарушитель вновь совершает противоправные действия в сфере семейно-бытовых отношений, она имеет право обратиться с соответствующим иском уже в гражданский суд.

Также большую озабоченность по данным делам вызывает тот факт, что все указанные конфликты происходят в присутствии и даже при участии детей. И дети вынужденно вовлекаются в орбиту творящегося на их глазах жестокости и ненависти, испытывают стресс и страх.

          Если обратиться к данным статистики, доминирующее положение занимают следующие составы уголовного правонарушения:

         - умышленные причинения легких телесных повреждений (ст. 108 УК);

         - побои (ст.109 УК);

         - клевета (ст.130 УК);

         - оскорбления (ст.131 УК).

         Анализ подобных обращений показал, что основная масса представлена неправомерными событиями имевших место в семье, что указывает на необходимость более слаженных методов, в их числе и мер превентивного воздействия и реального развития института частного обвинения.  

То есть в связи с передачей данных составов из административного кодекса в уголовный и придания им статуса уголовно – наказуемого деяния, принцип неотвратимости наказания по указанной категории дел не в полной мере стал работать.

И главная причина, как бы это не звучало парадоксально, в том что в силу требований закона теперь потерпевший сам должен осуществлять в порядке частного обвинения уголовное преследование лица, совершившего в отношении него соответствующее преступление – обращаться за защитой своих прав и законных интересов непосредственно в суд и доказывать как сам факт совершения преступления, так и виновность в нем конкретного лица.

Граждане, подвергшие неправомерным поступкам, связанного с причинением вреда, оскорблениям и другим деяниям частного обвинения изначально ищут защиту, обращаясь в органы внутренних дел, а те, в связи с вышеуказанными требованиями закона перенаправляют их в суды.

Уголовно-процессуальный кодекс Республики Казахстан (далее по тексту - УПК), закрепляя права лиц, пострадавших от преступления, самостоятельно преследовать своих обидчиков, в тоже время установил ряд особенностей возбуждения и рассмотрения таких дел.

         Так, в соответствии со ст.408 УПК уголовные дела частного обвинения возбуждаются в отношении конкретного лица путем подачи потерпевшим или его законным представителем заявления в суд.

         Раньше, когда данные категории дел относились к административным правонарушениям, участковый инспектор после поступления сообщения выезжал на место происшествия, отбирал объяснительные, назначал экспертизу, составлял протокол об административном правонарушении и сам направлял дело в суд, и при этом обеспечивал участие в суде правонарушителя, потерпевшего и свидетелей.

В настоящее время, как было отмечено выше, все это бремя ложиться на самого потерпевшего.

То есть если например жертва бытого насилия хочет наказать своего обидчика, то она сама должно собрать все данные на правонарушителя, пройти экспертизу, представить список свидетелей и обеспечить их участие в суде и так далее.

Ввиду несоблюдения данных требований закона, суды представляют заявителям время для того чтобы они привели их в соответствие, а в случае не устранения отказывают в принятии жалобы.    

В большинстве случаев, жертвами данных уголовных правонарушений является женщины которые сидят дома с детьми, не имеют самостоятельного заработка, не сведущие в юридических тонкостях и требованиях. Не имеют возможности и времени пройти экспертизу на предмет определения степени тяжести вреда здоровью, не могут нанять адвоката и так далее.

К тому же к этому времени стороны и сами уже примиряются, или же не хотят «выносить сор из избы», и как говориться и «гнев проходит» и «синяки заживают».

Все вышеуказанное в конечном счете препятствует реализации гражданами своих прав на защиту, ограничивает доступ к правосудию и приводит к тому что «семейные дебоширы» так и остаются безнаказанными.

Таким образом, без перевода таких категорий дел обратно в сферу административных правонарушений, надеяться на профилактику и искоренения бытового насилия в отношении женщин не приходиться.

 

А.С. Исаева

                                                          Судья районного суда №2 Есильского района г.Астана                                                     

Оцените новость

  • Ваша оценка
Итоги:
Проголосовало людей: 1

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Поля обязательны для заполненеия - *

  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
×