Новые возможности переговоров.

Новые возможности переговоров.

 

Никакая деятельность не может существовать замкнуто и  изолированно, и потому любое дело – это постоянное движение и взаимодействие: будь это производители, клиенты или поставщики и даже конкуренты.

Нередко в процессе этого взаимодействия возникают различные конфликтные ситуации. И как следствие конфликт приносит ущерб всем его участникам: люди теряют деньги, время, здоровье, страдает репутация, портятся взаимоотношения с партнерами.

В подобных случаях стороны, вовлеченные в конфликтную ситуацию, не видя другого выхода, прибегают к помощи правосудия, заведомо занимая определенные позиции, и как следствие, новые обиды. После судебного решения, где есть «выигравшая» и «проигравшая» стороны, о хороших отношениях можно забыть. Кроме того, судебные тяжбы, с учетом всех инстанций, длятся долго, и конечно же все это может потребовать довольно серьёзных финансовых затрат, в том числе на юридическое сопровождение, государственные пошлины, оплату услуг специалистов и экспертов. И здесь очень важно понять, что судебных процессов можно избежать, если применять методы альтернативного мирного разрешения конфликтов.

И одним из таких методов мирного урегулирования споров является медиация. Задача медиации – переговоры, а цель — достижение согласия, при котором все участники выходят из конфликта победителями при отсутствии побеждённых. Также медиация позволяет не только сэкономить финансы и время, но ещё и эмоциональные ресурсы.

Принятие Закона о медиации в нашей стране было вызвано велением времени и является важнейшим критерием развития демократии. Его применение в мире известно уже довольно давно. Широко развито в  США, Великобритании, Германии, Грузии, скандинавских странах. Австралия рассматривает медиацию как основной способ разрешения споров, в то время как судебный считается альтернативным.

За последние годы с момента принятия Закона о медиации сделано и делается многое для его развития. И когда прошли уже более девяти лет с момента вступления в силу Закона о медиации, вполне правомочен вопрос о его совершенствовании, поскольку вопрос совершенствования правовой основы любого института в обществе - это один из ключевых аспектов успешного его функционирования.

Был разработан проект Закона «О внесении изменении и дополнении в Гражданский процессуальный кодекс Республики Казахстан по вопросам внедрения современных форматов работы судов, сокращения излишних судебных процедур и издержек», который в 2019 году был внесен на рассмотрение Парламента Республики Казахстан.

 Главная цель вносимых изменений и дополнений - оптимизировать гражданский процесс, сделать его современным и необременительным ни для суда, ни для сторон. В приоритете - права и законные интересы граждан и юридических лиц.

В результате рассмотрения законодательным органом страны и неоднократного его обсуждения законопроект был принят и подписан Главой государства К.Токаевым 10 июня 2020 года и с 22 июня 2020 года введен в действие.

Одним из его нововведений является расширение возможности судебного примирения. В течение последних 2 лет в рамках  реализации пилотного проекта «Примирение до суда, в суде» медиацию применяли на стадии принятия иска, и в судах появился специальный судья-примиритель, который проводит примирительную процедуру. Судьи-примирители отбираются из числа опытных, имеющих навыки поведения переговорного процесса судей. При этом на практике 5 рабочих дней оказались недостаточными. И новым Законом срок принятия иска продлен до 10 дней в случае, если стороны согласны на проведение медиации. При этом общий срок принятия иска 5 рабочих дней остался неизменным. Теперь, судьи, специализирующиеся на примирении сторон, принимают все дела искового производства, где возможно примирение. Если соглашение об урегулировании спора достигнуто, судья принимает иск и рассматривает вопрос об утверждении соглашения. Если стороны не приходят к соглашению, и отсутствует согласие сторон на рассмотрение дела этим же судьей, то решается вопрос о замене судьи, чтобы обеспечить объективность дальнейшего производства по делу. Таким образом, примиритель работает только на стадии принятия иска до возбуждения дела.

Важно отметить, что при подаче искового заявления в суд должны быть указаны сведения о предпринятых стороной (сторонами) действиях, направленных на примирение, если такие действия предпринимались. Соответственно, к иску потребуется приложить документы, подтверждающие примирительные действия.

Сбор, исследование и оценка доказательств для вынесения решения проводятся уже новым судьей, в ходе подготовки и судебного разбирательства. При этом в случае не урегулирования спора (конфликта) в порядке медиации доказательства, полученные судьей при проведении им медиации в суде, не могут быть представлены судье, в производстве которого находится дело, за исключением случая, если против этого не возражают стороны.
          Также Закон закрепил, что если в условиях соглашений, заключенных в рамках примирительной процедуры между сторонами в судах первой и апелляционной инстанций, увеличен размер исковых требований либо изменен предмет спора, доплата государственной пошлины не производится. Распределение судебных расходов осуществляется в порядке, установленном ГПК.
          Дополнительно следует отметить, что Закон расширил понятие «партисипативная процедура». Теперь эта примирительная процедура проводится не только адвокатами, но и лицами, являющимися членами палаты юридических консультантов в соответствии с Законом Республики Казахстан «Об адвокатской деятельности и юридической помощи».

          Расширение возможностей примирения является действенным способом оптимизации судебной нагрузки и повышения качества правосудия, а также формирования в гражданских правоотношениях, экономической и предпринимательской сферах способа разрешения возникающих споров, основанного на доверии, согласии и уважительном отношении к действующему законодательству.

 Судья СМЭС ЗКО    

 Хайруллина У.Е.

Оцените новость

  • Ваша оценка
Итоги:
Проголосовало людей: 1

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Поля обязательны для заполненеия - *

  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
×