Привлечение к отправлению правосудия профессиональных кадров.

Привлечение к отправлению правосудия профессиональных кадров.

 

За последние годы после 7 съезда судей произошли  позитивные изменения и реформы в судах нашей страны. 

         Новшества сделали судебные процессы  доступными, понятными, удобными. Изменения нацелены на очищение гражданских процессов от формализма.

         Чтобы сделать понятными судебные акты, Верховным судом  изменены  требования к его  структуре и составлению, Гражданско-процессуальный Кодекс обязал судей разъяснять  суть и логику принятого решения после оглашения. Вынесенные судебные акты стали  понятны и доступны восприятию.

          Гражданско процессуальный Кодекс также предусмотрел повышение судейского усмотрения -  расширены полномочия судьи,  закрепил обязанность судьи по разъяснению судебных актов, внесены новшества в примирительные процедуры в суде( например прогноз исхода дела в конкретной ситуации), оптимизировал  судебные процессы, расширил   упрощенное производства, исключил формальность  документов,  предусмотрел  рассмотрение несложных вопросов без вызова сторон,  сократил  избыточные судебные процедуры, усовершенствовал  судебный процесс.  В целях сокращения времени и расходов на участие  предусмотрен Электронный суд, который позволяет мобильный обмен информацией и виртуализацию судебных заседаний.

        Приятный Закон - об Адмюстиции базируется на принципе «презумпции виновности» государственного органа, который  обязан обосновать свое решение или действие.   Данное требование  Закона  дисциплинирует должностных лиц и  приведет к уменьшению принятия с их стороны неправомерным решений.    Адмюстиция  поменяет отношение госорганов к людям и бизнесу. Данный институт уже успешно работает практически во всех постсоветских странах.  Закон нацелен на оздоровление экономического климата, развитие инвестиций и  в свою очередь будет являться гарантом соблюдения  прав и интересов людей и бизнес сообщества.

        Значительный вклад в совершенствование судебной системы внес прогрессивный проект, созданный по инициативе Председателя Верховного суда Асанова Ж.К. «Семь камней правосудия».

         В проекте «7 камней» уделено особое внимание на примирительные процедуры.   В регионах открыты Центры примирения. Здесь работают медиаторы, психологи, конфликтологи и др. специалисты, активное участие принимают  Федерация профсоюзов и Ассамблея народа Казахстана.

         Данная кропотливая работа судейским сообществом проводится в целях укрепление доверия общества к судам и является  приоритетной.   Ее достижение  не возможно без  формирования достойного судейского корпуса.

Порядок отбора и процедура назначения судей благодаря инициативам руководства Верховного Суда претерпели за последние годы значительные изменения. Однако, с учетом современных реальностей и развития страны процедуры назначения на должности судей нуждаются в дальнейшем совершенствовании и реформировании.

          В Послании Главы государства «Казахстан в новой реальности: время действий» особое внимание верховенства закона и дальнейшей модернизации уголовно-правовой сферы уделено вопросу активизации работы по привлечению к отправлению правосудия новых профессиональных кадров. Укрепление доверия общества к судам определена  приоритетной целью. Отбор судей должен сопровождаться освещением в СМИ, чтобы общество знало за какие заслуги те или иные кандидаты были приняты на работу.

         Действующий порядок отбора Высшим судебным советом РК кандидатов на должности судей сократил поток попадания в суды по протекции и случайных людей. Однако, как показывает анализ вновь назначенных судей за последние годы, среди них, увеличилось число «молодых» и значительно сократилось  число профессионалов, специалистов имеющих большой практический опыт работы в правоохранительных органах, адвокатуре и специализирующихся в важных сферах современной экономической жизни. Поэтому в Послании Главы государства не случайно отмечено, что «Судебная система нуждается в специалистах в области налогообложения, недропользования, интеллектуальной собственности, корпоративного права».

Причина по нашему мнению кроется в очень сложной, многоступенчатой и заформализованности порядка получения рекомендаций (отзывов), затеоритизированности вопросов тестовых экзаменов.

К примеру, юристы-практики в области налогообложения, интеллектуальной собственности и корпоративного права никогда не работавшие в правоохранительных органах гарантированно «срезаются» на вопросах по уголовному и уголовно-процессуальному праву. А профессионалы практики работавшие и проявившие себя в раскрытии и расследовании уголовных правонарушений, имеют отдаленное представление или вообще не знакомы с законодательством по вышеуказанными востребованным сферам.

Если взят курс на специализацию судов, привлечению к отправлению правосудия новых профессиональных кадров в суды по наиболее важным отраслям права, возникает вопрос: почему и зачем при сдаче экзаменов и отборе на должности судей поставлены на одну ступень «молодые» кандидаты окончившие, к примеру, пусть даже академию правосудия или проработавшие специалистами в судах 5 лет и  «возрастные» квалифицированные, профессиональные юристы, работающие к примеру, в госорганах, иностранных либо нацкомпаниях, имеющих  многолетнюю практику, ученые степени или профессионалы много лет проработавшие и проявившие  себя в правоохранительных органах, адвокатуре, а также ничем не запятнавшие себя авторитетные судьи, уволившиеся  по собственному желанию в силу различных обстоятельств.

Не секрет, что мало кто из уважающих себя профессионалов с многолетним опытом, стажем в других сферах при  таком уравнительном подходе и отсутствии стимулов не проявит особого желания  участвовать в конкурсе ради того, чтобы удовлетворить свое честолюбие и занять  должность судьи. Таких профессионалов надо искать и привлекать для работы в судах. За примерами далеко ходить не надо.

За последние годы из судов ушло на скромную пенсию и без «отставных выплат» немало профессионалов, пришедших в судебную систему в зрелом возрасте из правоохранительной и других сфер, но к пенсионному возрасту не выработавшие требуемого по закону 20 летнего судейского стажа.

По нашему мнению, для привлечения в суды честных, порядочных и преданных стране профессионалов следует изменить систему отбора и назначения таких людей. В частности, наряду с существующей системой и порядков отбора кандидатов и назначения судей через Высший Судебный Совет должен быт разработан альтернативный механизм, своего рода «параллельный кадровый лифт» для востребованных и нужных в судебной системе профессионалов.

Так, почему бы Верховному Суда РК не внедрить своего рода «праймериз» с освещением в СМИ поиск и отбор  кандидатов из числа узких юристов-профессионалов, получивших рекомендацию общественности (например, общественных советов в регионах), которые бы,  после соответствующей проверки  и обсуждения кандидатур на Пленарном заседании ВС РК были бы рекомендованы председателем Верховного суда Президенту РК для назначения их судьями, наряду с кандидатами, сдавшими квалификационные экзамены и предложенными Высшим Судебным Советом РК.

          В своем Послании Глава государства отметил, что недостаточно просто слышать и видеть проблемы граждан, главное – правильно и объективно реагировать на них.

          Активное участие общественности  в отборе кандидатов на должность судьи, позволит пройти  в судейских корпус, именно тех лиц, которым общество  вверило величайшую миссию по отправлению правосудия.

Это значительно повысит доверие к судам и будет одним из путей реализации поручений Президента страны изложенных в Послании.

         Любая работа должна быть нацелена на результат. За любыми словами должны стоять дела.

          Независимость судьи при отправлении правосудия, несменяемость и неприкосновенность судьи, ответственность за проявление неуважения к суду, достаточно удовлетворяемый уровень материального и социального обеспечения судьи по сравнению со специалистами других государственных

структур возвели фигуру судьи в ранг одной из самых престижных профессий.

          Для судебной власти сделано очень много и народ вправе ожидать от судейского корпуса такой работы, при которой суд всегда будет надежным оплотом закона и справедливости.

Давлетова А.А.

Судья СМЭС ЗКО                                                                            

Оцените новость

  • Ваша оценка
Итоги:
Проголосовало людей: 0

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Поля обязательны для заполненеия - *

  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
×