Не время судится, время мирится.

Не время судится, время мирится.

 

В этой статье я обращаюсь к юридическому сообществу нашей страны, государственным органам и бизнес структурам.

Сегодня, в период введенного чрезвычайного положения и карантина в нашем государстве, призываю вас минимизировать обращения с исками в суд, направить все свои усилия на активное примирение по спорным вопросам до передачи их на разрешение суда.

Если обратиться к истокам возникновения необходимости такого института примирения, то следует отметить, что в ходе осуществления физическими и юридическими лицами своей предпринимательской деятельности, пользования своими правами и выполнения обязанностей нередко возникают жизненные ситуации, при которых затрагиваются права и свободы других лиц, которые пытаются защитить известными им способами.

Большинство лиц, считающих, что их права кем-то нарушены, обращаются за защитой в правоохранительные органы и суды. Но немало таких, которые пытаются урегулировать конфликт иными способами: совершают самоуправство, привлекают третьих лиц для устрашения и запугивания должников, применяют физическое и психическое насилие и т.п. такие методы защиты своих действительных или предполагаемых прав нередко граничат с нарушениями закона, и как следствие – влекут установленную законодательством ответственность.

Иногда инициатива урегулировать конфликтную ситуацию исходит от лиц, которые избрали для себя способ зарабатывать на этом деньги. Нередко они, а также и лица, приглашенные конфликтующими сторонами для урегулирования спора, не имеют соответствующего образования и необходимых знаний, никому не подконтрольна, они не несут никакой ответственности перед сторонами конфликта даже в том случае, когда своими действиями навредят им.

В целях создания для граждан и юридических лиц правовой основы для выбора способа разрешения возникшего спора, в том числе и без обращения в соответствующий государственный орган, а также в целях упорядочения деятельности лиц, участвующих в урегулировании конфликтной ситуации в 2011 году был принят закон «О медиации», который призван обеспечить урегулирование общественных отношений, содержит нормы, определяющие общие положения, закрепляющие правовое положение медиаторов и порядок проведения медиации.

Медиаторы осуществляют свою деятельность на профессиональной основе и на непрофессиональной основе, и наряду с ними медиацию проводить избираемые собранием (сходом) местного сообщества для этих целей члены местного сообщества, имеющие большой жизненный опыт, авторитет и безупречную репутацию.

Самыми главными принципами являются: добровольность, равноправие сторон, независимость и беспристрастность медиатора, недопустимость вмешательства в процедур медиации, конфиденциальность.

При соблюдении всех перечисленных принципов стороны могут достигнуть соглашение, которое обоюдно устроит стороны медиации и оно будет исполнимым.

Данный институт примирения не является новшеством для вас. Еще в 2016 году в процессуальное законодательство были внесены изменения и введена целая глава, посвященная примирительным процедурам, подробно и доступно изложенные нормы указывают на то, что на любой стадии судебного разбирательства стороны процесса имеют право заключить соглашение в порядке медиации, мировое соглашение, а также партисипативное соглашение, т.е. соглашение, заключенное между адвокатами сторон на условиях приемлемых для их доверителей.

В целях расширения сферы применения медиации в СМЭС ЗКО продолжается работа по реализации пилотных проектов «Внедрение досудебного урегулирования споров (конфликтов) по отдельным категориям споров в порядке медиации» и «Примирительные процедуры в суде».

Сторонам, еще до принятия искового заявления к производству суда, направляются извещения о возможности заключения соглашения в суде, а равно как и у медиаторов, при этом в извещении указывается на то, что полную информацию по медиаций и список медиаторов стороны могут найти на сайте mediation.zko.org.kz.

Вместе с тем разъясняются, что заключение соглашения имеет свои преимущества, такие как:

- сокращение сроков рассмотрения гражданского дела в суде;

- снижение уровня конфликтности сторон;

- достижение варианта разрешения спора (конфликта), устраивающего обе стороны медиации;

- возможности изменения одновременно предмета и основания иска для урегулирования всех взаимных требований сторон в пределах одного дела в соответствии с требованиями части второй статьи 169 ГПК;

- возврат истцу государственной пошлины в полном объеме, уплаченной при подаче искового заявления, в соответствии с требованиями статьи 548 Налогового кодекса;

- отмена всех принятых мер по обеспечению иска.

- выдача исполнительного листа по заявлению стороны, в отношении которой соглашение не исполнено добровольно.

Сторонам предлагается,  в случае согласия заключить медиативное соглашение, в течение 5 (пяти) дней направить в суд письменное соглашение сторон, заключенное с медиатором о проведении медиации либо обратиться в суд с ходатайством о проведении медиации судьей.

Для реализации этих проектов также на постоянной основе проводится информирование населения о преимуществах медиации посредством проведения и участия в днях открытых дверей, в круглых столах, семинарах, выступления в СМИ.

С целью дальнейшего развития примирительных процедур и института медиации, оперативного информирования о порядке его исполнения и положительных сторонах и последствиях, открыта горячая линия по телефонам и в Facebook создана страница «Медиация СМЭС ЭКО», обратившись на которую каждый может получить ответы по вопросам заключения медиативного соглашения и о порядке его исполнения. Наряду с этим, на страницу в Facebook «Медиация СМЭС ЭКО» от граждан и юридических лиц поступают вопросы, на них должным образом даются ответы.

Также, по инициативе СМЭС ЗКО, заключен Меморандум о взаимном сотрудничестве  между СМЭС, Палатой предпринимателей ЗКО и ОЮЛ «Союз медиаторов ЗКО», с целью разъяснения преимуществ примирительных процедур, был утвержден совместный план, который на сегоднящий день находится на исполнении. Соглано Плана ведется совместная работа пресс-служб участников Меморандума по освещению положительных сторон применения медиации, организовываются выступления в СМИ и других информационных источниках по вопросам медиации, судьи принимают активное участие в форумах, проводимых ПП, где наряду с вопросами семинаров, совещаний и круглых столов, поднимают вопрос о возможности досудебного урегулирования споров.

В ходе коммерческой деятельности у любого хозяйствующего субъекта, так или иначе, возникают спорные ситуации с контрагентами. Их можно решить через суд, а можно просто договориться без привлечения представителей судебной власти. Однако подобное урегулирование споров должно происходить по определенным правилам, которые предусмотрены казахстанским законодательством и деловой практикой.

Под термином «досудебный порядок урегулирования споров» принято понимать закрепление в договоре или законе условий о направлении претензии или иного письменного уведомления от одной спорящей стороны другой, установление сроков для ответа и других условий, позволяющих разрешить конфликт без обращения в суд.

Как уже отмечено, подобная форма разрешения противоречий возможна в различных хозяйственных и публично-правовых отношениях, поэтому нюансы процедуры досудебного урегулирования зависят от характера спора.

Досудебный (претензионный) порядок урегулирования экономических споров представляет собой взаимные действия сторон, направленные на разрешение возникших разногласий без вмешательства судебных органов.

Хозяйствующий субъект (юридическое лицо или гражданин - предприниматель), считающий, что его права нарушены ненадлежащими действиями другой стороны хозяйственной деятельности, обращается к нарушителю обязательств с требованием в установленный срок устранить нарушение. Получатель претензии рассматривает ее и, если находит доводы обоснованными, предпринимает необходимые меры к устранению допущенных нарушений.

Значение возможности претензионного порядка урегулирования споров заключается в том, что такой порядок ведет к более быстрому и взаимовыгодному разрешению возникших разногласий и споров.

В итоге можно сказать, что не рекомендуется пренебрегать возможностью урегулировать разногласия миром, ведь подача искового заявления дело мало того, что хлопотное, так еще и весьма затратное. А ведь нередко грамотно составленная досудебная претензия способна убедить даже самого злостного нарушителя исполнить свои обязательства. Следовательно, досудебная претензия может сэкономить немало денежных средств.

Таким образом, досудебное урегулирование хозяйственных споров между юридическими лицами и иными субъектами частного предпринимательства имеет все основания для его максимального использования в предпринимательской деятельности и в ряде случаев помогает избежать ненужных судебных расходов и траты времени.

В этой связи, считаю необходимым информировать вас о том, что ПП совместно с ИС «Best Profi» запущен сервис «Bestdocs» , куда входят 100 самых популярных и востребованных шаблонов документов, 500 консультаций от ведущих экспертов и 10000 ответов государственных органов.  

Если пройти по ссылке на данном сервисе к конструктору документов, то мы видим, что представителям бизнеса на выбор предоставлено множество путей и вариантов заключения определенного вида договора, при этом учитываются все пожелания и поставленные приоритеты до заключения сделки составителя договора.

Нами обращено внимание на то, что все шаблоны в разделе договора «Разрешение споров» содержат только три условия:

- в суде со ссылкой на нормы ГК;

-в арбитраже со  ссылкой на закон РК «Об арбитраже»;

- в арбитражном центре НПП «Атамекен» с указанием места проведения арбитражного разбирательства.

В этой связи, предлагаем инициировать включение условия разрешения спора, путем мирного урегулирования возникших разногласий по договору (заключение мирового, медиативного либо партисипативного соглашения).

Также в шаблонах документов, в разделе «другие документы» предусмотреть проект соглашения об урегулировании спора мирным путем, с указанием в нем основных условий соглашения, таких как время и место исполнения соглашения, порядка исполнения, всех контактных данных, банковских реквизитов, конфиденциальности условий соглашения.

Данному сервису выражено доверие многими бизнесменами и юридическим компаниями, число посетителей и пользователей данного сервиса с каждым днем растет не на десятки, а на тысячи, в связи с этим надеемся, что внесение изложенных выше нами предложений приведет к пониманию бизнес-сообщества о необходимости обеспечения согласия и единства в защите своих интересов.

Считаю целесообразным также осветить в этом выступлении уже сложившуюся практику по примирительным процедурам в нашем суде.

Работа двух пилотных проектов в суде дала положительные результаты, не только хозяйствующие субъекты идут на примирение, но и государственные структуры и организации квазигосударственного сектора. Так, крупная организация энергетического сектора области, в виду возникновения финансовых трудностей, начиная с 2019 года не имела возможности своевременно и в полном объеме рассчитаться со своими кредиторами. С поданными исками о взыскании этой задолженности соглашались и просили содействия у суда в заключении соглашений на условиях отсрочки либо рассрочки платежей.

Также в стороне не остались организации, поддерживающие сельсхозтоваропроизводителей, выдавшие в свое время им субсидии и кредиты. При возникновении задолженности, данные организации все усилия направляют на то, чтобы должник мог войти в график платежей либо заключают соответствующее соглашение на стадии судебного разбирательства, по которому предоставляют время для урегулирования крестьянским хозяйством вопроса не урожайности либо падежа скота, что повлияло на финансовое положение крестьянина.

В 2020 году заключено около 50 мировых соглашений между отделом земельных отношений города и хозяйствующими субъектами, которые по договору аренды используют земельные участки под билборды с отклонениями от существующих стандартов. В соглашениях стороны пришли к обоюдным условиям о том, что в определенные сроки данные отклонения будут устранены и договор будет продолжать свое действие.

Кроме этого, даже на стадии банкротного производства наш налоговый орган пользуется правом заключения соглашения, тем самым давая возможность признанному судом банкроту восстановить платежеспособность, путем погашения задолженности по налогам и другим обязательным платежам в бюджет, за вычетом всех пеней и штрафов. Имеет место заключение соглашения о переходе с процедуры банкротства к процедуре реабилитации, при привлечении финансовой помощи сторонней организации, которая поможет восстановить доброе имя субъекта бизнеса.

Полагаю, что сложившаяся положительная практика будет вами принята во внимание, поддержана и воплощена в реальные действия с вашей стороны.

И в заключению хочу информировать вас о том, что в целях недопущения распространения вируса, сохранения здоровья нации, а также для создания приемлемых для участников процесса условий, на любой стадии процесса вы имеет право обратиться с ходатайством в суд о проведении процедуры медиации в он-лайн режиме, т.е. без вызова сторон в судебное заседание. Процедура заключения такого рода соглашений в нашем суде отрегулирована. Сторонам разъяснено их право подписания соглашения путем проставления электронно-цифровой подписи на проекте соглашения и направления его через судебный кабинет в суд. Введение такой практики было вызвано необходимостью разрешить вопрос заключения соглашений со сторонами, находящимися за пределами города Уральска и не имеющими возможность непосредственно участвовать в судебном разбирательстве, но желающие участвовать в примирительной процедуре. При возникновении вопросов просим обращаться в суд посредством любых средств связи.

Еще раз хочу подчеркнуть, что время нам диктует свои правила и сейчас сложившаяся в мире ситуация указывает на то, что не время судиться, наступило время примиряться!

 

Судья СМЭС ЗКО

Сейдахметова Найля Каскырбаевна

 

 

 

Оцените новость

  • Ваша оценка
Итоги:
Проголосовало людей: 1

1 комментария

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Поля обязательны для заполненеия - *

  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив