Информационные технологии во благо общества

Информационные технологии во благо общества

 

Судебная система, как и все сферы и отрасли нашей страны, все больше и больше охватывается современными информационно-коммуникационными технологиями и это понятно, ведь сегодня без этого немыслимо функционирование судов и в целом отправление правосудия. Они внедряются буквально во всех судах, на всех этапах судебной деятельности, начиная от приема документов, судебного разбирательства, до выдачи решений и выписки исполнительного листа.

И как мы все видим, без сомнения тот упор, который делается Верховным судом, является дополнительной гарантией доступности и открытости правосудия, снижают злоупотребления со стороны недобросовестных участников процесса, дисциплинируют самих работников суда и, как результат, повышает доверие к судам со стороны общества.

          Говоря о новых информационных сервисах, нельзя не остановиться на системе аудиовидеофиксации судебных процессов. Снимать все, что происходит в зале суда, это действительно гарант прозрачности судебного процесса и, она внедрена в каждом зале во всех судах. Эта работа велась в соответствии с Планом Нации «100 конкретных шагов».

         Автоматизированная информационно-аналитическая система судебных органов «ТӨРЕЛІК». Это централизованная структура, дающая оперативный доступ к информационному обмену данных. Данная система позволяет формировать автоматически статистические и аналитические отчеты. Кроме того она оптимизирует процессы, контролирует сроки по конкретным делам, сокращая до минимума человеческий фактор.

         Раньше в судах большой проблемой было распределение дел между судьями. Сначала это производилось вручную председателем суда. А с приходом «ТӨРЕЛІК» не только усовершенствован порядок распределения, но при этом еще учитывается специализация судей, их нагрузка переназначение в другой суд и даже отпуск, командировка, нахождение на больничном. Такой подход исключает субъективный фактор при распределении дел и еще на начальном этапе пресекает возможные коррупционные проявления.

           Кроме того, благодаря «ТӨРЕЛІК»  практически полностью переходит в электронную форму делопроизводство в судах. Система интегрирует все имеющиеся сервисы, в том числе электронный архив судебных документов, внутренний портал, кадровую систему, интернет-ресурсы судов, Call-центр, ознакомление с судебными документами, Судебный кабинет.

          И тут, особого внимания заслуживает другая составная часть  «ТӨРЕЛІК» -  сервис «Судебный кабинет», который по праву набирает среди граждан особую популярность. В отчетном периоде через него поступило более 525 тыс.

          В личном кабинете сервиса «Судебный кабинет» пользователи могут добавить доверенных представителей для доступа к просмотру статусов по поданным заявлениям. Также на этом сервисе запущен модуль по получению Министерством финансов решений суда о признании потенциального поставщика недобросовестным участником государственных закупок.

          Была запущена обновленная версия «Судебного кабинета», он был доработан с учетом предложений адвокатов, представителей юридической общественности и госорганов. Обновлены шесть разделов, в том числе судопроизводство (подача исков, заявлений, апелляционных/частных жалоб, кассационных ходатайств и др.), отправка писем и обращений в судебные органы, поиск судебных дел, апостилирование официальных документов, исходящих из судебных органов. Позже внедрена мобильная версия «Судебного кабинета», что, безусловно, ускоряет процесс подачи заявлений, тем самым значительно экономя время и расходы граждан.

На сегодняшний день налажено информационное взаимодействие с Министерством юстиции в части передачи исполнительных листов в онлайн режиме. С «Казпочтой» - в части автоматизации отправки судебной корреспонденции и использования «Гибридной электронной почты».

Также мне особо хочется отметить официальные веб-сайты судов. Сегодня они представляют собой единый мощный информационный ресурс, обеспечивающий многогранное представление в сети информации о деятельности судебной системы страны.

Также хотел бы обратить внимание наших читателей на аналитический информационный сервис «Форум «Талдау». Задачей «Талдау» являются систематизация, мониторинг судебных актов и анализ судебной практики по конкретным категориям дел. Форум будет доступен для всех судей и посетителей сайта, здесь создана площадка для дискуссий по вопросам судебной практики, где могут высказаться все желающие, в том числе адвокаты и прокуроры. Все высказывания анализируются. Создание возможности для общественности участвовать в формировании судебной практики – еще один шаг к повышению качества и эффективности работы судов.

         На сегодня большинство судов оснащено системами видеоконференцсвязи. Это дает возможность любому гражданину, независимо от расстояния, полноценно участвовать в судебном процессе. К примеру, человек не должен ехать тысячи километров, чтобы принять участие в процессе, а сможет из Алматы через систему видеоконференцсвязи выступить и быть услышанным в суде Уральска. Это, также значительно экономит время на проведение процесса, не надо никого ждать, откладывать судебный процесс. Посредством данного функционала,  ежегодно проводятся не менее 17 тыс. судебных процессов.

         Также растет доля применения мобильной видеоконференцсвязи, отличительной чертой которой является использование гаджетов для участия в процессе. С начала текущего года по республике уже проведено свыше по 6 тыс. судебных заседаний в таком формате.

         В рамках реализации программы Верховного Суда "7 камней правосудия" в местных судах успешно апробирован ряд пилотных проектов: "Виртуальный суд", "Ночной суд", "Татуласу: сотқа дейін, сотта", "Электронная очередь", "Электронное дело" и т.д., направленных  также для удобства участников процессов.

         Одним из значимых проектов для посетителей судов являются повсеместно открывающиеся фронт-офисы. На сегодняшний день по республике открыто уже 94 фронт-офиса.

       Для установления обратной связи с участниками судебных процессов налажена работа проекта "Digital Agent", который предоставляет возможность оценить комфорт, сервис, судебные процедуры и работу персонала судов, а также оставить жалобы и предложения. Ожидается, что общественная оценка судебной системы позитивно скажется на повышении качества и эффективности работы судов, ответственности сотрудников судов.

          В конце хотелось бы отметить, что перечисленные нововведения и любые дальнейшие преобразования системы судопроизводства нацелены на один результат - повышение удовлетворенности и информированности граждан и как следствие, повышение уровня защиты их прав.

 

Журабаев Б.

Судья СМЭС ЗКО

Оцените новость

  • Ваша оценка
Итоги:
Проголосовало людей: 0

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Поля обязательны для заполненеия - *

  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
×