Права потребителей или как их защитить?

Права потребителей или как их защитить?

Сегодня мы затронем тему о защите прав потребителей. Узнаем, что делать, если продан некачественный товар, а так же разберем действенные методы по защите потребительских прав, если продавец либо исполнитель услуг нарушил их. А итоговую часть статьи подытожим некоторыми выводами, проведенными на основе исследований. Отношения продавец-потребитель одни из наиболее частых явлений в нашей повседневной жизни, ежедневно с ним сталкивается практически каждый.
Как известно, покупка товара всегда сопрягается с необходимостью удовлетворения потребностей. Если какая-то функция купленного товара не работает либо работает не совсем так, как должна работать по инструкции, то это называется браком товара. Потребитель в данном случае вправе обратиться к продавцу за возвратом товара либо изменением стоимости покупной цены либо за обменом на аналогичный товар.    Все это касается и услуги.  
Перед обращением непосредственно к продавцу нужно: а) завернуть товар в упаковку (отсутствие упаковки не является препятствием для сдачи некачественного товара продавцу); б) взять чек, пойти в магазин, в котором приобретался товар; в) обратиться с письменной претензией о возврате данного некачественного товара либо о его замене.      
При подаче претензии, необходимо четко прописать ее суть. Тогда между продавцом и потребителем создастся понимание: у потребителя будет понимание юридической процедуры оформления претензии к магазину, а у магазина – что от него хотят. Магазину крайне важно знать суть требования, его формулировку, с которым в последующем ему предстоит работать. 
Подачу претензии с требованием к магазину лучше всего сделать с отметкой магазина о приеме претензии. Для этого обращение регистрируется, присваивается входящий номер, а также делается отметка о приеме с подписью и фамилией, принявшего претензию продавца либо должностного лица. Только после этого можно исчислять срок. В законе «О защите прав потребителей» указано, что срок рассмотрения обращения составляет десять календарных дней. Если в течение десяти дней продавец не даст ответа на претензию или откажется устранять нарушения и возместить в добровольном порядке причиненный убыток, то потребитель вправе обратиться в суд.        
В нашей стране пока не сформировалась цивилизованная система взаимоотношений между продавцами, производителями и потребителями, из-за чего потребитель является наиболее уязвимым и нуждается в защите со стороны государства.        
Основные права потребителей законодательно провозглашены нашей страной. В Законе Республики Казахстан «О защите прав потребителей» выражена готовность Казахстана защищать потребителей. Помимо этого, на защите прав потребителей и их интересов стоят все отрасли казахстанского законодательства: гражданская, конституционная, административная, уголовная.            
Из наблюдений за изменениями, внесенными в Закон о защите прав потребителей и Гражданский Кодекс РК, видно, что законодатель несколько ужесточает требования к продавцам, вступающим в отношения с потребителями. Отныне розничным продавцам необходимо серьезнее учитывать требования Закона о защите прав потребителей. 
Проведенные исследования в области защиты прав потребителей также позволяют сделать некоторые выводы: 
a) следует расширить само понятие «потребитель», юридические лица можно причислить к потребителям;         
б) предоставить потребителю право обменять некачественный товар на любой иной товар, с перерасчетом его стоимости;      
в) создать информационную систему для решения существующих в современном казахстанском законодательстве проблем посредством оперативного обмена данными о поступающей на рынок опасной продукции. В случаях необходимости иметь возможность изъятия из оборота опасных для жизни и окружающей среды товаров (работ, услуг).            
И не забывайте, Закон Республики Казахстан от 4 мая 2010 года № 274-IV «О защите прав потребителей» по большей части на стороне потребителя, потому что он всегда прав!

 

Мухамеджан Д.С., ведущий специалист специализированного межрайонного военного суда
по уголовным делам

Оцените новость

  • Ваша оценка
Итоги:
Проголосовало людей: 2

1 комментария

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Поля обязательны для заполненеия - *

  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
×