«Медиация – лучший способ разрешения спора»

«Медиация – лучший способ разрешения спора»

Как известно,  лучший способ разрешения  возникшего спора – это  уклониться от спора.

Наше государство проявило заботу о своих гражданах и законодательно закрепило альтернативные способы разрешения споров, одним из которых является медиация. Таким образом, 28 января 2011 г. принят Закон Республики Казахстан «О медиации», который был введен в действие 5 августа 2011 г.

Что же такое медиация?

Медиация (от лат. medius, который имеет несколько значений, из них: 1)находящийся посреди, средний;… 6) беспристрастный, нейтральный;…..9)  посредничающий, выступающий посредником;…) – процедура урегулирования спора (конфликта) между сторонами при содействии медиатора (медиаторов) в целях достижения ими взаимоприемлемого решения, реализуемая по добровольному согласию сторон.  Медиатор (от лат. mediator) – посредник.

Использование посредников для разрешения споров «не является изобретением последнего времени, данная практика имеет глубокие исторические и культурные корни. По предположению исследователей, подобное урегулирование конфликтов предшествовало государственному правосудию и возникло с появлением общества, в котором разрешение социальных конфликтов возлагалось на наиболее уважаемых членов общины».[1]

Медиация в её современном понимании стала развиваться во второй половине XX столетия, прежде всего, в странах англо-саксонского права — США, Австралии, Великобритании, после чего начала распространяться и в Европе. Первые попытки применения медиации, как правило, касались разрешения споров в сфере семейных отношений. Впоследствии медиация получила признание при разрешении широкого спектра конфликтов и споров, начиная от конфликтов в местных сообществах и заканчивая сложными многосторонними конфликтами в коммерческой и публичной сфере.[2]

Существовавший  в  казахской  степи  институт  биев также  является  ярким примером проведения примирительных  процедур, поскольку основной целью  являлось  примирить  спорящие  стороны  и  восстановить  причиненный вред.

На основании распоряжения председателя Верховного суда Республики Казахстан Асанова Ж.К. с 14 мая 2018 года  в  Алматинском  районном  суде г. Астаны  проводится  реализация пилотного проекта «Примирительные процедуры  в  суде» (далее – Пилотный  проект)  при  рассмотрении  гражданских  дел  искового  производства.

Пилотный  проект  проводится  в соответствии  с  Алгоритмом  процессуальных  действий, согласно которому  при  наличии  оснований  для  принятия  искового  заявления  судья направляет  сторонам  приглашение  на  участие  в  примирительной  процедуре  на  дату – до истечения  пяти рабочих дней, то есть  до  принятия  иска  в  производство  суда  и  возбуждения  гражданского дела. Стороны, согласившиеся  принять  участие  в  примирительной  процедуре и явившиеся  по  приглашению, самостоятельно  избирают  вид  примирительной  процедуры  и  указывают  об  этом  в  ходатайстве.

После  поступления  ходатайства  судья  выносит  определения  о  возбуждении  гражданского дела, подготовке  дела  к судебному  разбирательству, принятии  обеспечительных  мер  при  наличии ходатайства стороны,  и  проводит примирительную процедуру.

За  период  с  января по апрель 2019 г.  двумя судьями-примирителями рассмотрено 834 заявления, из 423 заявлений, по которым стороны явились  на примирительную процедуру,  по  258 заявлениям  состоялось  примирение, что  составляет 70%. В  рамках  проекта судом  утверждено 184 медиативных и 74 мировых соглашений, что составляет 63 %  от общего количества  дел Алматинского  районного суда г. Астаны, прекращенных производством  в  связи с примирением сторон.

В  рамках  проекта  урегулированы  споры, связанные  с  исполнением договорных обязательств, возмещением материального ущерба и морального вреда, убытков, трудовые, защите  прав потребителей, жилищные  и др.

При заключении медиативных соглашений  судьями-примирителями  сторонам разъясняются права о выходе  за  пределы  заявленных требований, возможности указания ответчиком встречных условий, в  итоге заключаются соглашения  на  взаимовыгодных условиях. Таким образом, стороны довольны и ни одно определение не обжаловано.   Результаты  анкетирования  показали, что от граждан поступают только  положительные отзывы о пилотном проекте, созданы  комфортные  условия для ведения переговоров.

Вместе с тем необходимо отметить, что по 411 исковым заявлениям примирительные процедуры не проведены  в  связи  с неявкой ответчиков и третьих лиц. Основными причинами  неявки  являются:  отсутствие  достоверных контактов; не желание участвовать  в  примирительной  процедуре  без  объяснения  причин; короткие  сроки  извещения (за 1-2 дня); отсутствие стороны в городе; признание предприятия бездействующим; отсутствие  руководителя  предприятия  и др.

За  указанный  период  возвращено 49 заявлений. Причинами  возврата  заявлений  являются  отсутствие оснований  для  принятия и добровольное урегулирование спора после проведенной  примирительной  процедуры.

Стороны  отказались  от  примирения  по 116 заявлениям, то  есть  к  единому  соглашению  не  пришли 27,4 % от явившихся лиц. Основными  причинами отказа  от  примирения  являются: краткие  сроки; несогласие  ответчика  с  требованием  в  целом; нарушение прав третьих лиц, не привлеченных к участию в деле; необходимость  проведения  различных  экспертиз  для  установления  размера  требований; неприязненные  отношения  между  сторонами; принципиальная  позиция  с  отсутствием  желания обсудить варианты  урегулирования  спора; противодействие  примирению  представителей  сторон, которые  заинтересованы  в  длительных  судебных  разбирательствах.

Благодаря  введению  пилотного  проекта  значительно  снизилась  нагрузка  в  суде, производится  возврат  уплаченной  истцами  государственной  пошлины, что стимулирует  граждан  и  юридических  лиц к урегулированию  споров  мирным  путём, оперативно  разрешаются  споры, что отмечается  сторонами  как  основное  преимущество  проекта.

В большинстве  случаев  примирения,  нарушенные  права  истцов  восстановлены  в  течение  двух  недель   с  момента  обращения  в  суд.

Таким  образом, за один год своего существования проект «Примирительные процедуры  в  суде»  показал  свою  эффективность, является действенным  способом  разрешения  споров  в  кратчайшие  сроки и служит  показательным  примером  для  развития  внесудебной  медиации.  

 

Сауле Койшибаева

Судья  Алматинского  районного  суда г. Астаны

 

Оцените новость

  • Ваша оценка
Итоги:
Проголосовало людей: 1

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Поля обязательны для заполненеия - *

  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
×